Мы подобрали для вас семь аргументов, которые помогут снять страхи перед прохождением испытательного срока.
А начальник не злой преподаватель, цель которого — «засыпать» вас и «отчислить». Экзамен вы уже прошли — это была стадия отбора (собеседования и тестовые задания). Если вас пригласили на работу, значит, сочли подходящим специалистом. Причем не просто подходящим, а лучшим из всех остальных кандидатов.
Испытательный срок — это период притирки. Причем взаимной. Не только вас оценивают, но и вы оцениваете, нравится ли вам тут работать, соответствует ли ваша работа ожиданиям, которые у вас были, устраивают ли вас атмосфера и коллектив, нет ли неустранимых противоречий. Точно так же, как вы боитесь, что ваша работа не устроит работодателя, работодатель опасается того, что вам не понравится работать здесь и вы быстро уйдете.
Работодатель не заинтересован в быстром расставании с вами. Увольнение сотрудника на испытательном сроке или по его итогам работодателю невыгодно, потому что:
Это означает лишние расходы. Подбор персонала для работодателей затратный процесс — он складывается из расходов на использование ресурсов hh.ru, оплаты услуг кадрового агентства (если подбор ведется через агентство) или зарплаты штатного рекрутера.
Это повлечет напряженность в рабочих процессах. Пока место вакантно, работа по этой функции стоит. Или ее вынужден выполнять кто-то из сотрудников, разрываясь между ней и своими основными обязанностями. И то и другое плохо для процессов. Расставание с вами означает возвращение к этой ситуации, пока вам не найдут замену. К тому же нового человека тоже придется вводить в курс дела с нуля, а это время и силы.
3.Это профессиональная неудача для рекрутера. У рекрутеров задача по найму считается выполненной не тогда, когда новый сотрудник принял предложение о работе. И не тогда, когда вышел на работу. А когда он отработал хотя бы испытательный срок. Увольнение в этот период — критический показатель для оценки качества подбора кадров и эффективности других HR-процессов в компании.
Типичная ошибка — думать, что на испытательном сроке нужно из кожи вон вылезти и поставить рекорды, чтобы не быть уволенным. Нет, от вас не ждут немедленных результатов. Конечно, если вы их сразу покажете, вы звезда и претендент на блестящую карьеру. Но если нет — некритично.
Испытательный срок — это период привыкания, погружения в процессы, знакомства. У HR-специалистов этот период называется не только испытательным, но и адаптационным. Серьезные компании разрабатывают целые программы по адаптации новых сотрудников, назначают им кураторов-помощников, стараются всячески облегчить процесс погружения.
Кстати, не бойтесь и не стесняйтесь честно сказать, если объем задач кажется вам неподъемным для первых месяцев в новой обстановке. Это повод для переговоров и корректировки задач. Особенно если ваша функция в компании новая (вы первый специалист на новой должности). Вы профессионал и понимаете, сколько времени вам нужно на рабочие задачи. А работодатель, возможно, этого не знает и оценивает на глазок.
Именно потому, что вы новичок и пока только вникаете в детали работы, вам простительны ошибки, вызванные незнанием или непониманием некоторых деталей организационных процессов. Конечно, это не касается грубых ошибок в чисто профессиональных навыках, которые одинаковы в любом месте работы.
Например, если вы бухгалтер и пропустили срок сдачи налоговой отчетности, это профессиональная ошибка и ее вряд ли простят (хотя тоже бывают нюансы). Но, если вы по незнанию или с непривычки пропустили срок сдачи внутреннего отчета о проделанной работе своему начальнику, не стоит из-за этого паниковать. Просто скажите, что учтете на будущее, и постарайтесь не забыть в следующий раз.
Более того, они даже приветствуются. Опять же, потому что вы новичок и еще только разбираетесь в процессах. Все понимают, что чем больше вопросов вы будете задавать, тем быстрее во всем разберетесь.
Кроме того, вопросы с вашей стороны — это свидетельство вашего желания получше во всё вникнуть, признак вашей вовлеченности в работу. Словом, с точки зрения работодателя, это хорошо. Не стесняйтесь спрашивать всё, что кажется непонятным или странным.
Тут такой же принцип, как и с вопросами: новичкам всегда нужна помощь и поддержка, это абсолютно нормально и не стыдно. Не просто так в крупных компаниях новым сотрудникам назначают кураторов из числа коллег, их задача — подсказывать, показывать и даже водить «за ручку», если нужно.
По этим же причинам в серьезных компаниях назначают регулярные встречи новичка с кураторами, руководителем и HR-менеджером — чтобы интересоваться у него, как идут дела и нужна ли помощь. Не стоит подозревать тут подвох («Они, что, хотят поймать меня на бестолковости и непрофессионализме?»). Не надо притворяться, что вам всё легко, и отказываться от помощи, если на самом деле она вам нужна. Смело пользуйтесь своим правом: чем больше помощи вы получите на первых порах, тем быстрее станете самостоятельным и покажете коллегам классные результаты.
Это самое главное, о чем нужно помнить. Вас сюда пригласили, потому что нуждаются в ваших опыте, навыках и способностях. Вас искали и выбрали из десятков или даже сотен других претендентов — значит, у вас точно есть то, что нужно для этой работы. Настройтесь на позитив, осматривайтесь, осваивайтесь, знакомьтесь, вникайте, делайте свое дело — смелее! И всё будет хорошо!
Универсального способа быть не может. Особенно, если компания так ведёт бизнес, что ей проще нанять новичков на короткий срок, а не платить опытным.
Если должность предполагает исполнительность, то в испытание надо кланяться и исполнять, исполнять и кланяться. Побольше не напускного, жизнерадостного подобострастия и готовности услужить.
Необходимо изучить специфику организации, чётко понимать поставленные задачи, планировать их решение и вовремя исполнять. Самоорганизации и ответственность!