Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как развить речь у ребенка?

ДетиРазвитие ребенка+1
Анатолий Липовецкий
  ·   · 5,4 K
На Кью задали 1 похожий вопрос
Обучение логопедов. Коррекция речи у детей и взро...  · 15 янв 2021  · praktikuiushchii.com

С первых проявлений речи, именуемым гулением, в два-три месяца, необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка, но не переутомляя его нервную систему. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос и т.д.) – плач. Следует поддерживать появляющийся у него лепет как здоровую основу будущей речи. Родители могут разговаривать с ребёнком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба и др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им. Произношение взрослых должно быть четким с хорошей артикуляцией.

Несколько позже, к шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др. В это время начинается разговор с ребёнком. В дальнейшем, с семи до десяти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка. Например, при встрече с кошкой мама скажет: Это киса. Киса, киса, мяу-мяу. Киса брысь! и т.д. Можно петь ребёнку песенки с хлопаньем в ладоши, а затем научить его самого хлопать; поиграть (например: Дай ручку!, До свиданья! и т.д.).

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигательным. Сначала развиваются движения пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Так что работу по тренировке пальцев можно начинать, когда у ребёнка появляется лепетная речь, то есть с шести-семи месяцев.

В этот период полезно делать массаж (поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его). Делать так надо ежедневно 2-3 минуты. С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши, например, деревянные раскрашенные бусы, сделанные из настольных счётов и нанизанные на нитку.

В это же время, развивая у ребёнка понимание речи, можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: Дай игрушку!, Дай кису!, Садись! и т.д.

Когда ребёнок произнесёт первое слово (примерно в десять – двенадцать месяцев), наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребёнка.

При разговоре с ребёнком, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующими смыслу слова интонацией и темпом, чётко выделять ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, то есть, произнося его, одновременно надо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит.

Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребёнок сам произносит новое слово или предложение, надо с радостью повторить сказанное им, похвалить: он охотнее будет разговаривать, и развитие речи пойдёт быстрее.

Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: Это что? Это собачка – ав-ав. Посмотрим собачку. Хорошая собачка (погладить её). На собачку. Дай собачку и т.д.

То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных.

Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания.В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражания.

После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребёнка пользоваться “детскими”, лепетными словами, взрослым желательно в разговоре с ребёнком употреблять обычные: кошка, корова, собака и так далее, односложные предложения заменять двух- и трёхсловными; помогать ему вместо жестов пользоваться словами. Например, если малыш, желая получить мяч, указывает на него рукой, надо сказать: Ты хочешь мяч? Скажи: дай мне мяч и т.д.

В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например:

1) “Машина”. Ребёнок стоит на месте, руками крутит руль и произносит би-би;

2) “Барабанщик”. Ребёнок марширует, ударяет в барабан и произносит ба-ба-ба.

Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: “Пальчик-мальчик”, “Водичка, водичка”.

Благодаря прослушиванию потешек, словарь ребёнка пополняется новыми словами (например: щечки, роток, глазки и др.), развивается умение строить предложения. Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже можно сопровождать чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребёнка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет ещё больше, если в это время он услышит слова песенки “Солнышко-вёдрышко”. Читая потешки (“Курочка-рябушечка”, “Кисонька-мурысенька” и др.), можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным.

Инсценирование сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок” и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослых должна быть:

  • чёткой, неторопливой;
  • доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
  • грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психиеское развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребёнка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развёрнутыми фразами, ускоренным темпом, как бы “захлёбываясь”, то всё это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя “перегружать” речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Главная роль в коррекции речи ребёнка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.

Производитель детских колясок из Беларуси.   · 21 апр 2021
Прежде всего - говорите с малышом. Вроде бы здесь все очевидно, но пренебрегать этим приемом ни в коем случае нельзя. Превратитесь в радиоточку, проговаривайте всё, что делаете, комментируйте всё, что происходит вокруг вас и... Читать далее
1 эксперт согласен
По призванию - хорошая мама. Веду блог о...  · 12 февр 2021  ·
privetizdekreta
В первую очередь, следует помнить, что у всех детей речевой навык Развивается по разному. Кто-то начинает говорить к году, кто-то к двум, кто-то к трём. Однако это не значит, что не надо развивать этот навык! Наоборот, чем... Читать далее
Читайте мой блог и канал о беременности и материнствеПерейти на t.me/privetizdekreta
Комментарий был удалён за нарушение правил
Фабрика развивающих деревянных игрушек Алатойс  · 4 февр 2021  · alatoys-market.ru
Развитие речи ребенка зависит от его возраста. Для того чтобы развитие речи шло активно родителям следует соблюдать определенные рекомендации: Постоянно разваривать с ребенком, для того чтоб он запоминал звуки и Вашу артикуляцию... Читать далее
Фабрика развивающих деревянных игрушек АлатойсПерейти на alatoys-market.ru
Drematoys производитель игрушки DrЁma. Игрушка...  · 4 февр 2021  · drematoys.ru
Добрый день. В первую очередь важно услышать мнение логопеда и дефектолога. Если говорить об общих правилах развития речи, то это - беседы с Вашим малышом; - чтение книг и обсуждение того, что прочитали; - пальчиковые игры... Читать далее
Первый
Добрый день! Если ребёнок не изолирован от общества, с ним общаются родители и другие взрослые, при этом у него нет проблем со здоровьем, речь рано или поздно появится. Какие занятия могут сделать её более правильной... Читать далее
Первый
У детей речь развивается по-разному, поэтому помогать с развитием можно, но перебарщивать точно не надо. Правильное развитие речи ребенка поможет определить и подсказать логопед. Рекомендуется в 2-3 года отвести ребенка на... Читать далее
Ответы на похожие вопросы
Как развивать речь у ребенка? — 7 ответов, задан 
Учитель русского языка, логопед-дефектолог, арт-те...  · 6 апр 2022
Речь ребёнка начинается с прислушивания к речи взрослого, затем возникает лепет, после - подражания, в последующем - слова, которые обозначают названия предметов, их признаков и действий с ними. 1
1.Для последовательного прохождения всех этих этапов, безусловно, следует начать с общения со своим ребёнком. Оно должно быть эмоциональным, побуждать малыша отвечать на проявленные эмоции, повторять их. 
2.Также очень важно играть, потому что основной вид деятельности всех детей - игра. Игры могут быть разные: 
  • дидактические (например настолки),
-  конструкторские (кубики, лего, пластилин, мозаика), 
  • сюжетно-ролевые (в машинки, чаепития, магазин, больница и т.д.),
- словесные (называть предметы, спрятанные в мешочке), 
  • сенсорные (узнай на ощупь, застегни пуговицы, молнию и т.д)
  • 3.Рассмотрение картинок и иллюстраций. С проговариванием, наблюдением за деталями, цветами, красками.
  • 4.Чтение потешек, песенок, сказок.
  • 5.Занятия с разными видами театров (теневой, пальчиковый, кукольный, с участием самого ребёнка)
  • Использование только этих пяти советов способно развить речь ребёнка до 1000 слов к 3 годам, разнообразить его детский мир и совершенствовать общее развитие.
Как развивать речь у ребенка? — 7 ответов, задан 
Логопед-дефектолог Магистр педагогических наук  · 4 сент 2021
Самое важное это конечно общение с ребенком. Важно разговаривать с детьми, четко проговаривая слова, не каверкая, не сюсюкаясь. Еще важный момент, это общение на уровне ребенка: лицо к лицу, так ему легче считать нашу артикуляцию.
Очень полезны в развитии речи игры на развитие мелкой моторики, чтение книг, потешек, стихотворений.
1 эксперт согласен
Как развивать речь у ребенка? — 7 ответов, задан 

Здравствуйте! Речь ребёнка развивается с самого рождения естественным образом, если его жизнь насыщена общением: взрослые много разговаривают с малышом, читают ему вслух книги, поясняют, что происходит вокруг. В норме первые звуки и слова появляются в первые полтора года жизни. Развитию речи можно помочь с помощью игр и специальных занятий:

  • Мозг отлично упражняет пальчиковая гимнастика и массаж ладошек специальными мячиками.
  • Познание окружающего мира развивает мышление, а вместе с ним и речь. Попробуйте такую игру: соберите набор по принадлежности к какой-то группе – например, фрукты. Сортируйте их по принципу формы и цвета, ищите в книгах, рассказывайте об интересных фактах, играйте в магазин.
  • Когда ребёнок заговорит, учите простые стихотворения, чтобы укреплять память и расширять словарный запас.

Существует бесконечно много игр и занятий по развитию речи у детей, главное – найти среди них интересные и родителям, и ребёнку.

1 эксперт согласен
Как развивать речь у ребенка? — 7 ответов, задан 
Автор проекта «Академия Любознательности» https://...  · 10 июн 2022
Здравствуйте!
Развитие речи – очень объемный вопрос в педагогике, ведь под ним понимают как постановку звуков, изучение слов, произношение у малышей, так и формирование навыка владения развернутым литературным языком, например, у школьника. Поэтому для ясности давайте поделим вопрос на блоки. 
Первый блок назовем запуском речи. Это период до 1-1,5 лет, в который ребенок проходит несколько этапов:
  • Гуление.
  • Лепет.
  • Первые слова.
  • Первые фразы. 
При развитии речи у детей до полутора лет основным инструментом является вербальное обращение к нему, построение диалога (даже если пока безответного), а также озвучивание названий предметов вокруг и действий. Родители «говорливых» малышей, как правило, сами постоянно говорят с ребенком в таком духе: «А кто это летит по небу? Это летит птичка. А какая птичка? Это голубь. Как делает голубь? Курлык-курлык. Давай вместе позовем голубя. Гули-гули-гули». Такая манера общения взрослых с малышами одновременно решает несколько задач: пополнение словарного запаса, в том числе, звукоподражаниями, общая информация о мире и навык построения диалога. 
Дополнительно с малышом до 1,5 лет можно:
  • Изучать карточки с предметами и животными, давать их названия.
  • Повторять звукоподражания, начиная с простых (ветер дует «уууу», вода льется «сссс») до сложных, например, как говорят животные.
  • С выражением читать книжки. Для начала берите книжки с минимальным количеством текста, иллюстрациями и, желательно, тактильными элементами.
  • Проговаривать потешки, сопровождая ими каждый момент жизни – пробуждение и гигиенические процедуры, прием пищи, купание, массаж, одевание. 
  • Петь колыбельные. 
  • Играть в пальчиковые игры. Они совмещают стишки с действиями, поэтому не только запускают речь, но и полезны для памяти, физического развития.
  • Придумывать сенсорные игры и занятия на мелкую моторику, во время них задействуются участки мозга, которые соседствуют с речевыми. 
Выполняя такие несложные действия вскоре вы заметите, что пассивный словарь ребенка значительно увеличился, и услышите первые слова и фразы.
Переходим ко второму блоку – развитие речи у дошкольников. Итак, вы услышали долгожданное «мама», «ням-ням» и «гав», следующий этап – развитие членораздельной и связной речи. Задачей в этом периоде является пополнение словаря ребенка и правильная постановка звуков. Оставляем основные рекомендации: совместное чтение, игры на мелкую моторику и активное общение взрослого с малышом. Плюс добавляется общение со сверстниками, воспитателями и другими людьми, это расширяет возможности ребенка, он учится говорить, подражая старшим. 
В этом возрасте полезно добавлять занятия в форме игры:
  • На развитие силы дыхания.
  • На постановку звуков, логопедические упражнения, чистоговорки.
  • На укрепление силы голоса, учим произносить звуки громко и тихо, быстро и медленно.
Дополнительно учим различать грамматические категории. К 2-3 годам ребёнок уже может спрягать глаголы по лицам (мама встала, папа встал) и соотносить прилагательное с существительным по роду и числу. Конечно, двухлетка допускает много ошибок, а вот уже к 3-4 годам этот материал обычно закреплен на «отлично». 
Добавьте больше игр, направленных на развитие связности речи. Это рассказ по картинкам, упражнения в формате «закончи фразу», а также сюжетно-ролевые игры. Со временем вы заметите, что предложения ребенка включают уже по 3-4 слова, и они отлично соседствуют друг с другом. Иногда будут встречаться «сложные взрослые» слова, которым вы будете умиляться и записывать их в памятный альбом. А потом и вовсе устанете от бесконечных замечаний, песенок и вопросов ребенка. Если все так, то развитие речи идет своим чередом.
Наконец, третий блок – это развитие литературной речи, более правильной и чистой, богатой. Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны становиться задания. Старшему дошкольнику и младшему школьнику уже под силу будет выполнение заданий с элементами пересказа, работа с синонимами и антонимами, чтение по ролям и участие в сценках, домашнем театре. Замечательно работают устные игры наподобие классических «Города» или «Ассоциации», а также настольные игры, например, «Элиас».
Для подростка основными источниками для развития чистой литературной речи являются книги и беседы, те же настольные игры. 
На сайте Академии Любознательности есть целый раздел, посвященный разитию речи детей – https://academy-of-curiosity.ru/category/vidy-razvitiya-stati/razvitie-rechi/. Здесь вы найдете игры, упражнения и материалы для развития речи ребенка от года до младшего дошкольника.
С уважением, Дьяченко Ирина.
Автор проекта «Академия Любознательности»
Как развивать речь у ребенка? — 7 ответов, задан 
Мама двоих детей. Работаю экономистом. Везде...  · 23 июн 2018

Путь только один - побольше с ним разговаривайте, читайте ему книжки. Сейчас мамы частенько в интернете сидят - вот дети и стали хуже разговаривать.

Как развивать речь у ребенка? — 7 ответов, задан 
Фабрика уюта и тепла для малышей. С вами с 2005...  · 9 июн 2020  · songnomik.ru
Отвечает
Елизавета Б.

В этот четверг у нас на странице в инстаграмм будет проходить интервью с логопедом как раз на тему раннего развития речи. Присоединяйтесь - задавайте свои вопросы и получайте развернутые ответы!

Как развивать речь у ребенка? — 7 ответов, задан 

Намучившись со старшим сыном с походами к логопедам, я теперь настойчиво предлагаю своим младшим детям пластилин. Вы мне скажете, что можно и фасоль с гречкой перебирать. Это так. Но ведь делая поделки из пластилина, мы развиваем и эстетические взгляды наших детей. Про лепку и пришельцев