Здравствуйте!
Развитие речи – очень объемный вопрос в педагогике, ведь под ним понимают как постановку звуков, изучение слов, произношение у малышей, так и формирование навыка владения развернутым литературным языком, например, у школьника. Поэтому для ясности давайте поделим вопрос на блоки.
Первый блок назовем запуском речи. Это период до 1-1,5 лет, в который ребенок проходит несколько этапов:
- Гуление.
- Лепет.
- Первые слова.
- Первые фразы.
При развитии речи у детей до полутора лет основным инструментом является вербальное обращение к нему, построение диалога (даже если пока безответного), а также озвучивание названий предметов вокруг и действий. Родители «говорливых» малышей, как правило, сами постоянно говорят с ребенком в таком духе: «А кто это летит по небу? Это летит птичка. А какая птичка? Это голубь. Как делает голубь? Курлык-курлык. Давай вместе позовем голубя. Гули-гули-гули». Такая манера общения взрослых с малышами одновременно решает несколько задач: пополнение словарного запаса, в том числе, звукоподражаниями, общая информация о мире и навык построения диалога.
Дополнительно с малышом до 1,5 лет можно:
- Изучать карточки с предметами и животными, давать их названия.
- Повторять звукоподражания, начиная с простых (ветер дует «уууу», вода льется «сссс») до сложных, например, как говорят животные.
- С выражением читать книжки. Для начала берите книжки с минимальным количеством текста, иллюстрациями и, желательно, тактильными элементами.
- Проговаривать потешки, сопровождая ими каждый момент жизни – пробуждение и гигиенические процедуры, прием пищи, купание, массаж, одевание.
- Петь колыбельные.
- Играть в пальчиковые игры. Они совмещают стишки с действиями, поэтому не только запускают речь, но и полезны для памяти, физического развития.
- Придумывать сенсорные игры и занятия на мелкую моторику, во время них задействуются участки мозга, которые соседствуют с речевыми.
Выполняя такие несложные действия вскоре вы заметите, что пассивный словарь ребенка значительно увеличился, и услышите первые слова и фразы.
Переходим ко второму блоку – развитие речи у дошкольников. Итак, вы услышали долгожданное «мама», «ням-ням» и «гав», следующий этап – развитие членораздельной и связной речи. Задачей в этом периоде является пополнение словаря ребенка и правильная постановка звуков. Оставляем основные рекомендации: совместное чтение, игры на мелкую моторику и активное общение взрослого с малышом. Плюс добавляется общение со сверстниками, воспитателями и другими людьми, это расширяет возможности ребенка, он учится говорить, подражая старшим.
В этом возрасте полезно добавлять занятия в форме игры:
- На развитие силы дыхания.
- На постановку звуков, логопедические упражнения, чистоговорки.
- На укрепление силы голоса, учим произносить звуки громко и тихо, быстро и медленно.
Дополнительно учим различать грамматические категории. К 2-3 годам ребёнок уже может спрягать глаголы по лицам (мама встала, папа встал) и соотносить прилагательное с существительным по роду и числу. Конечно, двухлетка допускает много ошибок, а вот уже к 3-4 годам этот материал обычно закреплен на «отлично».
Добавьте больше игр, направленных на развитие связности речи. Это рассказ по картинкам, упражнения в формате «закончи фразу», а также сюжетно-ролевые игры. Со временем вы заметите, что предложения ребенка включают уже по 3-4 слова, и они отлично соседствуют друг с другом. Иногда будут встречаться «сложные взрослые» слова, которым вы будете умиляться и записывать их в памятный альбом. А потом и вовсе устанете от бесконечных замечаний, песенок и вопросов ребенка. Если все так, то развитие речи идет своим чередом.
Наконец, третий блок – это развитие литературной речи, более правильной и чистой, богатой. Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны становиться задания. Старшему дошкольнику и младшему школьнику уже под силу будет выполнение заданий с элементами пересказа, работа с синонимами и антонимами, чтение по ролям и участие в сценках, домашнем театре. Замечательно работают устные игры наподобие классических «Города» или «Ассоциации», а также настольные игры, например, «Элиас».
Для подростка основными источниками для развития чистой литературной речи являются книги и беседы, те же настольные игры.
С уважением, Дьяченко Ирина.
Автор проекта «Академия Любознательности»