Здравствуйте, вы упомянули, что вопрос про то, хочет ли ребёнок ходить на танцы или просто капризничает. У меня дочь ходит на танцы и ходила на гимнастику с 4х лет. Могу поделиться своими знаниями. Вопрос сформулирован не очень чётко, поэтому сначала на всякий случай напишу про "истерики", а потом про свой опыт "капризов".
Во-первых рекомендую Дмитрия Зицера вообще и конкретно это в частности:
www.youtube.com/embed/txUxlZCzwlc?wmode=opaque
Кроме того, если всплывают истерики, это значит, что человека что-то категорически не устраивает. Надо разговаривать на равных, выяснять опять-же на равных что именно не устраивает и предлагать решения. Причины могут быть совершенно разными, например: физически больно в процессе (боль при растяжках, возможных травмах), отношения в группе (насмешки от согруппников, унижающий преподаватель), страх (тут может быть что угодно), самооценка в плане "плохо получается", невозможность выйти в туалет или грязь в туалете, если ребёнок брезглив. Это не полный список, просто примеры - надо поговорить на равных, с уважением.
Обещал про свой опыт, укажу про истерики тоже. Истерики случались при походе в садик. Уже когда в группе раздевал. Ну тут выбора особого не было. Воспитатель принимала ребёнка, говорила - идите - и я шёл. Через пару минут, проходя по улице, слышал из открытого окна что уже не плачет. С секциями, мне кажется, выбор есть. Ведь секция она не для родителей, а для ребёнка, и в первую очередь надо соблюдать его интересы.
Поговорить на равных, с уважением ребёнка и его желаний, вообще очень полезно.
Кроме того довольно важный, по-моему, маркер - то, с каким настроением ребёнок выходит с занятий. Если выходит довольный самим занятием - то следует искать причину в другом. Если выходит грустный или довольный тем, что занятие наконец-то закончилось, возможно стоит смотреть именно на группу (преподавателя, отношение в группе) или на сам факт наличия этих занятий.
В последнее время многие родители увлечены "ранним развитием" и полезными занятиями для детей, при этом иногда не учитываются физические возможности ребёнка. Вполне возможно, что ребёнок просто устал - нередки случаи когда у ребёнка несколько секций и ещё и физкультура в этот-же день. Это большая нагрузка, человеческий организм не подготовлен эволюцией для такого. Бывает что нагружен каждый день - такого тоже следует избегать - у ребёнка и подростка должно быть своё время.
Человек может и просто плохо себя чувствовать - приболеть. При этом на обязательные активности может не хватать сил, а играть при этом может.
Кроме того, я придерживаюсь правила, что раз в квартал примерно можно позволить ребёнку поотлынивать от секций. Это улучшает, по-моему, отношение к этим занятиям. Переводит их в разряд необязательных и игровых, в отличие, например, от школы и/или университета.
Хуже всего было именно с гимнастикой - потому что мы совы, а гимнастика начинается в 9 утра. И это всегда спешка, которая негативно влияет на настрой, иногда опоздания и т.п. После отказа от утренних занятий и посещения только вечерних танцев, заявления про "не хочу" стали появляться сильно реже. Зачастую при этом наблюдалась слегка повышенная температура на ощупь (нет у меня с собой в машине термометра D), усталость.
Чаще всего "не хочу" проявлялось только на этапе "собираемся" или "едем". Если уже приехали - ребёнок обычно уже довольный бежал переодеваться. Конечно, если я видел, что ребёнок вялый - приболел или устал - мы не ехали и не собирались на секцию. Мне кажется это и является главным показателем - если ребёнок не хочет только на этих этапах - ничего страшного - это вполне адекватное нежелание активного действия, эволюционно заложенное в целях экономии энергии.
Такого чтобы приехали, а ребёнок всё ещё не хочет идти на секцию у меня не было. Если такое происходит - это повод задуматься и обсудить с уважением на равных что случилось, какие именно вещи ему не нравятся на секции и чем вы можете ему помочь.
Со старшей проще - она уже понимает, что врачами рекомендованы занятия по укреплению мышц спины и она уже сама выбирает на какую секцию ходить, а от какой отказаться. Мы только утверждаем по критериям - должна быть хотя бы одна секция, полезная для спины. Поначалу ходила на любительский балет, потом пробовала плавание и скалолазание, теперь вернулась в балет.
P.S. Если ещё интересны рекомендации - рекомендую почитать Гиппенрейтер.
Хочет-не хочет. Если объяснить почему надо+ захочет.Захочет и кушать,и учиться,и слушаться, и не травмировать психику родителям. Капризы от незнания и неумения себя вести.