Мы все, дети и взрослые, по своей воле делаем что-то тогда, когда у нас в организме выделяются вещества удовольствия системы вознаграждения. Чтобы эти вещества начали выделяться, нужно сначала приучить организм к этому. То есть, прежде чем ждать от ребёнка появления желания что-то делать, нужно ему доступно объяснить и показать на примере, в чём польза и удовольствие от этого дела. Каждый человек уникален, у каждого склонности к разным вещам. У кого-то вещества удовольствия легко выделяются от музыки, у другого может быть от спорта, изобретательства, конструирования, научной деятельности и т.д. Поэтому, нужно своего ребёнка внимательно изучать. На какие вещи он быстро реагирует радостью, а от каких скучает. Если правильно направить его деятельность в область его интересов, то и уговаривать его не придётся. Для этого нужно обеспечивать ребёнку возможность выбора. Если ребёнку что-то нравилось, а потом вдруг резко перестало, то нужно разговаривать, разбираться, что произошло, какие причины неудовольствия в процессе возникли, и тогда устранять эти причины.
Если ребёнок отказывается обеспечивать свои жизненные потребности, то нужно разъяснять, какие последствия могут возникнуть. Если не будешь чистить зубы, они заболят и т.д. То есть, опять же нужно разговаривать и объяснять пользу дела. Если с первого раза непонятно, то снова и снова объяснять, как можно более понятным языком и терпеливо.
Научите ребёнка ситуации вашего разочарования. То есть, если он поступает неправильно, он должен видеть и понимать, что он делает вам неприятно своим поведением, что вы расстраиваетесь от этого. Это должна быть ваша искренняя реакция, а не спектакль для манипуляции. Когда ребёнок увидит вашу печаль, у него сработают зеркальные нейроны и ему тоже станет грустно. Это закрепится в памяти, и в следующий раз в этой ситуации у него будет новый мотивирующий фактор поступать по-другому.
Травмирование — это когда ребёнку что-то указывают или наказывают без понятной для него причины. Травмой может быть и несоразмерное вознаграждение или наказание за что-то в понимании ребёнка. Поэтому важно объяснить ребёнку какие награды и какие наказания в вашем взрослом понимании адекватны. Он должен знать, что его ждёт, если он поступит плохо или хорошо. Также важно научить ребёнка, что его возможные неправильные поступки — это неприятность, которую он может устранить. Что это не делает его плохим или неправильным человеком на всю жизнь, а всего лишь требует работы над ошибками.
Хочет-не хочет. Если объяснить почему надо+ захочет.Захочет и кушать,и учиться,и слушаться, и не травмировать психику родителям. Капризы от незнания и неумения себя вести.