Для этого нужно сначала определиться о какой фотографии идет речь. Многие делят фотографию на два типа коммерческую и художественную. Но это деление не совсем верное. Так, например фотография "Рейн" Гурски изначально была художественной, но в итоге продалась за 4 млн. долларов, в какой-то мере делает ее тоже коммерческой. Даже фотографы-художники делают фотографии в надежде на успех, а один из основных мерил успеха это деньги.
"Рейн" А. Гурски
Поэтому правильнее делить фотографию на жанры:
Каждый из этих жанров может снимать портреты, предметы, события, пейзажи и т.д. Единственное что будет их отличать - цель, удовлетворить потребность клиента. У каждого жанра свой заказчик и свои правила, а следовательно своя "ценность". Но их всех объединяет одна:
Чем меньше мы видим уши фотографа в кадре, тем этот кадр ценнее. Если вы видите работу фотографа, которая выражается в нарочитом освещении, неестественном состоянии модели и т.д., тем фотография выглядит как минимум непрофессиональной. Это можно назвать правдивостью, это обязательное свойство для всех.
Ценность фотографии в рекламной фотографии сродни фильмам голливуда. Среди тонн шлака есть признанные мэтры, которые ценятся, как хорошие режиссеры. У таких фотографов работа и навыки очень схожи с режиссерами, кстати. Главным здесь является настроение, эмоция, работа с актером или моделью на площадке.
Анни Лейбовиц признанный мастер рекламной и журнальной фотографии.
Все ценности этих жанров, как правило, мимолетные и нужны для того, чтобы достигнуть цели - выполнить заказ. То есть несут чисто техническое наполнение.
Но есть ценность, которая переводит фотографию в ранг искусства. Здесь я согласен во всем с автором выше, который рекомендовал книгу Адамса, я только могу еще порекомендовать книгу Сьюзан Зонтаг "О фотографии".
Если мы говорим о фотографии как искусстве, то это музейная фотография. Момент, когда фотография стала попадать в музеи, породил особый жанр проектная фотография. Но в музеи могут попадать яркие представители и других жанров, правда документальная фотография там оказывается чаще, потому что она ближе к проектной.
Дмитрий Марков хороший пример документальной фотографии. Он снимает обычные жизненные сюжеты большой России. Живет он за счет продажи своих работ коллекционерам. Эта фотография была продана за 2 млн. рублей.
Однако именно проектная фотография чаще всего попадает в музеи, потому что искусству недостаточно быть символом или удачным кадром. Нужно, чтобы автор нес идею, затрагивал важные на данный момент вопрос и возможно даже давал на них свои ответы, делал это талантливо.
Здесь ценится
Такие фотографы могут продать все свое имущество, чтобы на два-три года снимать свой проект, а потом возможно его заметят на конкурсах типа https://www.lensculture.com/, и фотографии будут продавать штучно отпечатками.
Один из таких примеров Данила Ткаченко. Он продал какие-то свои вещи, чтобы отправиться в путешествие и снять серию про отшельников, которая заняла призовое место на WorldPressPhoto и он заработал имя. Фотография выше из его другого проекта, где он исследует наследие соцлагеря, а именно его футуристичную архитектуру, которая сейчас превращается в руины.
Ценность фотографии как искусства - это в первую очередь символизм. Александр Лапин в книге "Фотография как" очень метко сравнил фотографию с поэзией. Мы не видим объекты напрямую, мы придаем им определенный смысл.
Фотография в свое время освободила живопись от реализма. С тех пор в живописи можно делать все что хочешь. Однако не смотря на символизм, от фотографии все равно еще ждут отражение этого мира, правдивость, документальность. Вот такая диалектика.