Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли место идеям Маркса в современном мире?

ИсторияПолитология+4
Tanya Primak
  ·   · 15,5 K
Писатель, общественный деятель  · 4 авг 2017

На столь серьезный вопрос хочется отвечать максимально точно. Поэтому не будем говорить о странах, которые по-прежнему называют себя «социалистическими», для которых марксизм до сих пор остается официальной доктриной (Китай, Вьетнам, Куба, Северная Корея) и которые в разных пропорциях соединяют социалистический план и капиталистический рынок под руководством партий, по-прежнему называющих себя «коммунистическими».

Не будем также говорить о странах, которые пытались строить более гибкий боливарианский «социализм 21 века» или «социализм Третьего мира» (Венесуэла, Боливия, Эквадор, Бразилия), добились в этом некоторых успехов, но заработали не меньше проблем.

Не будем говорить и о странах, где умеренный реформистский марксизм, понятый как полезная прививка к капитализму, позволил создать розовую мягкую модель западного общества, так называемый «скандинавский социализм» (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия и в чуть меньшей степени Канада).

Сосредоточимся вместо этого именно на идеях марксизма и просто назовем десять наиболее востребованных современных марксистских теоретиков, оговорив, что под «современностью» мы здесь понимаем весь 21 век.

Если понимать марксизм как теорию классовой политэкономии позднего капитализма, то нам понадобятся:

Дэвид Харви, автор интеллектуального бестселлера «Пределы капитала». Он прочитывает городское пространство как результат вечной борьбы частного и общественного интереса и, продолжая дело Анри Лефевра, работает над концепцией «урбанистической революции».

Андре Горц. Согласно его анализу, рядом с классическим капитализмом быстро возникает «когнитивный капитализм», в котором основой стоимости становится не просто вложенный труд, но вся личность человека, его знания, мотивированность и креативность. Однако знания и творческие способности с трудом поддаются товаризации и делают экономику позднего капитализма всё более противоречивой. В такой экономике невозможно точно измерить труд, а значит и точно задать стоимость. За «когнитивным капитализмом» по Горцу неизбежно следует «когнитивный коммунизм», а сигналом к началу переходного периода станет повсеместное введение безусловного базового дохода, за который нужно бороться левым, как за ближайшую тактическую цель.

Антонио Негри. Он создал свою версию «составного субъекта» изменений, пришедшего на смену классическому пролетариату в двадцать первом веке. «Множество» это поле непрерывного производства новых идентичностей и отличий, критическая сумма и синхронность которых должна в итоге обнаружить свою несовместимость с капитализмом и привести к революционной трансформации.

Ближайший единомышленник Негри, Паоло Вирно («Грамматика множества») признает, что поздний капитализм включил в свой цикл человека целиком, со всеми его творческими, интимными и «странными» сторонами, а не только отдельные части его жизни и способностей, как это было во времена Маркса. Способность к работе как таковая становится предметом капиталистического антропогенеза. Труд, в котором нет конечного результата, делается важнейшим правилом в биополитике такой системы. В основе воспроизводства капитала теперь именно умственный труд, который невозможно свести к физическому даже в чисто эквивалентном смысле. Речь идёт о товаризации любого нашего опыта.

Итальянский марксист Франко «Бифо» Берарди использует понятие «когнитариат» как новую форму бытования пролетариата в режиме информационного капитализма. Да, класс промышленных рабочих никогда не был столь многочисленным, как сейчас, он просто перемещен на периферию мировой карты капитализма, где сформировался гигантский рынок практически рабской рабочей силы, а в мировых центрах значение слова «труд» сместилось в сторону создания, получения и распространения информации. Производственный процесс в центрах смещается в сторону когнитивной деятельности. Но Берарди обращает внимание на «прекарное» положение когнитивного труда. Временная и нестабильная работа – одна из базовых характеристик позднего капитализма. Часть среднего класса теряет вчерашнюю устойчивость и превращается в «прекариат». Информационные технологии способствуют не столько повышению производительности, сколько повышению степени эксплуатации рабочей силы, и за счет внедрения электронного контроля под лозунгом более высокой интенсивности, и за счет фактического удлинения рабочего дня «удаленных» сотрудников, работающих вне офисов и цехов, ведь на них не распространяются законодательные ограничения рабочего дня.

Такая «прекаризация» была предсказана Марксом, как положение, при котором чем эффективнее воздействие работников на средства их занятости, тем менее надежными становятся гарантии занятости самих этих работников, условия продажи их силы теряют всякую стабильность.

Британский экономический футуролог Пол Мейсон увязывает этот технологический аргумент с теорией циклов («длинных волн») знаменитого советского экономиста Кондратьева, точно предсказавшего великую депрессию за десять лет до её наступления.

По мнению Мейсона, адаптационные механизмы системы, изобретенные правящим классом в двадцатом веке, исчерпаны и следующий технологический шаг, необходимый для нового подъема экономики, вряд ли совместим с сохранением таких базовых капиталистических отношений, как копирайт или необходимость самопродажи.

Если же понимать марксизм как критическую теорию массовой и элитарной культуры позднего капитализма, то нам понадобятся:

Славой Жижек – самый известный из продолжателей фрейдомарксисткой линии в философии, для которой освобождение труда, преодоление отчуждения и «снятие» классов невозможно без сексуального освобождения и свободы конструирования своей идентичности. Жижек объясняет, то такое марксистская философия на примерах из фильмов Дэвида Линча, модных телесериалов, неприличных анекдотов и популярных рекламных роликов.

Успешным популяризатором марксистских выводов и идей стал известный британский теоретик литературы Терри Иглтон («Почему Маркс был прав?»).

Самый влиятельный марксистский критик культуры в США – Фредрик Джеймисон, посвятивший в 2011 году отдельную книгу анализу первого тома «Капитала». По Джеймисону каждый способ производства вызывает к жизни собственные формы культурной доминации и оригинальные шифры идеологического кодирования. Их расшифровкой и анализом в массовом и элитарном кино, комиксах, литературе он и прославился, выявляя «политическое бессознательное», разоблачая маркетизацию культуры, создавая материалистическую теорию языка и увязывая приход эпохи постмодернизма с окончательным торжеством финансовых спекуляций в экономике.

Для Бенджамина Бухло, ведущего американского арт-критика и соиздателя журнала October (этот влиятельный журнал об искусстве назван так в честь октябрьской социалистической революции, а точнее, в честь фильма Эйзенштейна о ней), искусство это прежде всего неразрешимое напряжение между двумя противоположными полюсами– художественным производством и культурной индустрией. Первое – это стратегия уклонения, саботажа, пространство утопической мечты, разоблачение идеологии и критика господствующей системы отношений. Второе – это успех, организованный по строгим правилам, господствующая рыночная идеология, примитивный и буржуазный миф о гениальном авторе-одиночке.

Что, кроме самоназвания, делает всех названных выше авторов марксистами? Три минимальных признака: уверенность в том, что наша история направлена в своем развитии к бесклассовому горизонту + заданность этого развития обменно-производственными отношениями + понимание классовой конкуренции как основного механизма этого движения.

Одной из самых известных лабораторий высоколобого англоязычного марксизма давно стал основанный Перри Андерсоном журнал New Left Review. Весьма успешный публицистический проект современных американских марксистов нового поколения – журнал и сайт Jacobin.

То есть у идей Маркса (в их современной версии) очень много места в нынешнем мире и марксизм (во множестве своих версий) как критическая теория капитализма является одним из самых продуктивных направлений нынешней социальной философии.

во Вьетнаме, как я могу сказать по личному опыту, что-то среднее между социализмом и капитализмом

Главный редактор литературного журнала Покет-Бук  · 17 авг 2018  ·
pocketbook

Да, актуальны. Прибыль по-прежнему представляет собой присвоение неоплаченного чужого труда, значит базовые выводы Маркса верны. Предельно простой разбор вопроса для "чайников" в моей статье http://vestnikburi.com/priroda-pribyili/

Да не чего в экономике не изменилось.Только буржуазия достигла больших успехов в промывке мозгов и отуплению... Читать дальше
Антикризисное управление. Экономика. История...  · 17 авг 2018
Еще до «Капитала»  Маркс писал в предисловии к «Критике политической экономии»: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Очевидная глупость. Все как раз наоборот  —... Читать далее
"Очевидная глупость. Все как раз наоборот — там где сознание людей формирует бытие, там успех." - марксовам матери... Читать дальше
Профессия инженер-конструктор  · 15 июн 2020
Всякий, кто хочет понимать что происходит в природе должен знать законы природы. Тот кто хочет понимать как развивается общество, что происходило и происходит, должен знать законы сформулированные Марксом. Идеи Маркса основа... Читать далее
Первый
Студент-политолог  · 8 нояб 2016
Его идеи провалились во всех странах, в которых их пытались реализовать. От ГДР до Вьетнама марксизм не принес ничего действительно хорошего. Признаю, у стран с марксистской идеологией были и периоды роста, но всегда было... Читать далее
Как только ресурсы подходят к концу, социализм начинает падать.  Наверное лучше капитализм когда ничтожное... Читать дальше
Историк  · 4 авг 2017
Пока что рост неравенства в мире катастрофический.  Молодому человеку без 100-тысячного (в фунтах стерлингов) наследства все труднее найти стабильно-оплачиваемое рабочее место (при относительно стабильном росте производительных... Читать далее
Неравенство неустранимо в принципе. Это обосновано теоретически многими учёными и доказано на практике ходом... Читать дальше
Люблю подумать и поспорить  · 4 авг 2017
Идеи Маркса отнюдь не ограничиваются политикой и устройством общества. В 40-е годы XIX века Маркс сформулировал свою концепцию человека. Он заимствовал у Гегеля идею о том, что человек преобразует в ходе практической... Читать далее
Да как раз у Маркса роль индивида в истории сведена к минимуму. У него всем распоряжаются какие-то метафизические "... Читать дальше
Vysoká škola ekonomická v Praze  · 9 нояб 2016
Соглашусь с предыдущим автором , но к сожалению, если есть страны в которых используют идеи Маркса, значит все же им есть месть в сегодняшнем мире, более того, народ который мирится с этими идеями принимает их, а значит они... Читать далее
Я администратор групп Веселый Чекист, Герои НКВД...  · 6 авг 2017

Конечно есть! Великое не устаревает! не зря до сих пор экономисты те же изучают учение Маркса, не зря и в наше время столько приверженцев марксизма.

Студент, будущий математик, программист, повар и...  · 17 авг 2018
Нет, не актуальны. Коммунизм пришёл в мир тогда, когда повальное большинство людей работало на заводах. Люди уходили в города за лучшей долей, а получали работы по 13-14 часов без выходных, без социального обеспечения... Читать далее
Программист из Москвы.  · 6 авг 2017
В чистом виде, безусловно, нет. Маркс писал прежде всего как теоретик и с позиций 19 века. Но есть место идеям марксизма-ленинизма, испытанного на половине мира. С момента крушения соц. лагеря прошло 27 лет. С тех пор история... Читать далее