Наверное, лучше сказать была открыта философия. И поэтому ее появление не явилось случайным. Ибо тому в немалом способствовало то, что у каждого в той или иной мере имеется непрестанная (естественная) тяга к философии; по словам древнегреческого философа Платона, человек по своей природе стремится к «истинной мудрости», что и представляет (ему) философия. Как точно выражается Байрон: «Есть в духе мудрость, — мудрость же влечет / Дух к истине, как сквозь рассветный сумрак».
Издавна люди начали осознавать, что помимо отдельных знаний требуется знание обо всем— о человеке, о природе и о мире (в целом). Этой наукой в Древней Греции <и> явилась философия. Вначале в виде идеи, затем мало-помалу начала формироваться <и> ее система.
Но все это было не единственным для появления философии. Ведь человек понимал, что он существует не только сам по себе, а <и> в природе и, скажем в более всеобщем плане, в мире. Для того чтобы чувствовать себя более уверенным в отношениях с окружающей действительностью (и с миром), ему необходимо иметь знания об этом мире, ибо как иначе можно выстраивать достойное (т.е. на принципах разума, сознания, свободы…) отношение с ним. Как справедливо считает древнегреческий философ Гераклит, «мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая».
Но о том достатке знаний людям оставалось лишь мечтать. Действительность оказывалась далеко не всегда благоприятна к ним. И, естественно, все они мечтали о лучшей жизни. И в это время среди влиятельной и <определенно> просвещенной части населения Древней Греции сформировали воззрения, что это должна быть наука и непременно философия. Так античный философ Порфирий говорит о древнегреческом философе Пифагоре: «Философия, которую он исповедовал, целью своей имела вызволить и освободить врожденный наш разум от его оков и цепей». И, разумеется, они понимали, что «вызволить» его можно опять-таки только при помощи соответствующих, т.е. поистине философских знаний. О чем и пишет Прокл (античный философ): тогда философия «была открыта людям во благо для здешних душ — вместо изваяний, вместо храмов… она оказывается началом спасения как для ныне живущих людей, так и для тех, кто увидит свет в будущем». Разумеется, немало будет тех, кто воспримет подобное вроде того: как наивны были (эти) древние… но и будут и те, кто выкажет им должное уважение (за то), что им как-никак (по-человечески) присущ оптимизм, да (еще и притом) в человеке должна же быть вера в достойное будущее… как без него…