Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что важнее для общества: имманентность или трансцендентность человеческой мысли?

Степень социальности сознания людей находится в сильной зависимости от данного выбора...
Анонимный вопрос
  ·   · 2,1 K
Школа априорного мышления, продуктового...  · 26 мар 2022  ·
vsem_deneg
Actio immanens и actio transiens противопоставили в средневековой европейской философии. Если примитивизировать эти категории, речь идет о двух «крайностях»:
Имманентность: божественное присутствует в материальном мире, принципиально доступно человеческому познанию.
Трансцендентность: божественное находится за пределами предметного мира и принципиально непознаваемо.
Подробно про «страшные слова» можно почитать здесь:
Какой вы вкладываете смысл в понятия «трансцендентность мысли» и «имманентность мысли» – мне неизвестно. Предположу, что речь идет о «самосозданных мыслях» или мыслях, «пришедших извне» (из информационного поля, из коллективного бессознательного, от бога или из небытия). Что полезно или вредно для общества: то, что приносит пользу обществу. Общественно-полезная мысль, реализованная общественно-полезным способом и приведшая к общественно-полезному результату, будет полезнее антиобщественной реализованной мысли независимо от ее происхождения. 
Если вы в теологическом смысле. Что важнее для общества: думать, что «бог на небе» или «бог на земле»? Я лично не вижу разницы. 
  • Есть общественно-полезные атеисты, для которых бога нет нигде: ни в материальном, ни в идеальном мире.
  • Есть общественно-полезные гностики, которые уверены, что плерома («высшая субстанция») находится за пределами предметного мира, и фиг до нее доберешься, только если она сама не возжелает излиться на алчущего истины.
  • Есть общественно-полезные анимисты, язычники и синтоисты, которые верят, что бог (дух, душа) есть во всём, в каждом камне, животном или дереве. 
  • Есть общественно-полезные натурфилософы, которые верят, что первоосновой бытия являются стихии (огонь, вода, воздух, земля, небо, дерево, эфир), которые вообще не являются разумными в человеческом понимании, следовательно, не олицетворяют идею разумного творца, который находится «здесь» или «там».
  • Есть общественно-полезные представители древних религий, когда богами считались планеты. Уран или Сатурн символизировал «расчлененное в себе мировое существо». В этой системе верований творец сам есть творение. Нет разделения на идеальный и материальный мир. Они – суть одно и то же. То есть, бог «не внутри» и «не снаружи», а «всё есть бог». 
Есть общественно-бесполезные натурфилософы, атеисты, язычники и монотеисты. 
Есть общественно-вредные представители всех представленных категорий.
Социальная полезность человека не определяется системой верований, она определяется его социально-целесообразной активностью.
Что касается не социальной полезности, а психического здоровья, мне кажется полезным не выселять бога в космос. У Некрасова было стихотворение «Забытая деревня», которое описывало ее упадок в отсутствие барина. Там несколько раз повторялась строчка «Вот приедет барин, барин нас рассудит». А барин всё не ехал и не ехал, а дела у крестьян шли всё хуже и хуже. 
Управляющий должен управлять. Осуществлять оперативное взаимодействие с подчиненными. Если его выселить в другие миры, сделать принципиально непознаваемым, недоступным, неизвестным, нафиг он тогда вообще нужен? Нафиг нужен тот, чье имя не произносимо и «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». 
На выселении бога из предметного мира строятся представления о страшном суде, на котором когда-то «барин рассудит». А что он рассудит, если нас Ева подставила первородным грехом и мы грешны от первого до последнего рождения по определению? Зачем стараться быть праведным, если мы по определению грешны, а суд нескоро, и всё равно осудят. И еще неизвестно, существует ли несуществующий бог.
Но дело даже не в этом. Само по себе противопоставление идеального материальному, света тьме, добра злу создаёт «биполярное мышление», мышление крайностями. «Или пан, или пропал». «Или белое, или черное». «Или всё, или ничего». 
Человек психически здоровый имеет градиентное мышление, способен видеть полутона и оттенки. Для него нечто не является «добрым» или «злым», «духовным» или «материальным». Он не мыслит абсолютами. Он мыслит относительными категориями. Если очень примитивно: нечто может быть на 49% материальным и на 51% духовным. Или в одном контексте оно скорее материально, в другом контексте скорее духовно. А в десятом контексте материальное и духовное – одно и то же. А в двадцатом контексте духовное относится к знанию, познанию, а не богу. А еще в каком-нибудь контексте божественное равно неведению, невежеству, «слепой вере».
Возьмём в качестве примера «лучший подарок – книгу». Для какого-нибудь англичанина-библиофила-книгомана новый роман Пелевина – «сплошная духовность». Для какого-нибудь типографского печатника та же книга – просто бумажный блок в твердом переплете, материя.
Посему, ставить вопросы «какая идея полезнее для людей», вероятно, бессмысленно. Потому что мы не знаем, как распорядится человек этой идеей, как он ее понимает, будет ли применять. 
Что вы вкладываете в идею божественного? Для кого-то «бог есть любовь», для кого-то «мудрый судья», для кого-то «нечистоплотный игрок», для кого-то «слепая стихия». Вспомните скандинавских богов, например бога Локи – хитреца и подлеца. Или древнеиндийскую Кали с отрубленной головой в руках, которая символизирует ярость, разрушение, убийство, смерть.
В нашем мире всё относительно. Одна и та же вещь, идея, ситуация может выступать как объективная и материальная, а в другом контексте – как абстрактная, идеальная, духовная. На бумаге идея – «добро», на практике – «зло».
Как сказала венгерский философ и диссидент Агнеш Хеллер в интервью Оксане Якименко: «По сути своей коммунизм хорош, но все его проявления нехороши». 
Сами по себе идеи имманентного и трансцендентного в какой-то мере опровергают идею бога. Эти философские и теологические концепции пытаются «установить, как на самом деле». «На самом деле бог здесь» или «на самом деле бог там». «На самом деле бог познаваем» или «на самом деле бог – вещь-в-себе»? Желание доказать что что-то бывает «на самом деле» выдает материалистическое мышление, веру в объективное существование предметного мира. Веру в то, что нечто незыблемо, неизменно. Механистическая картина мира вырисовывается. Посудите сами: попытка определить местоположение, местонахождение, координаты бога делает его объектом, размещенным в пространстве, то есть материальным.
Подписывайтесь на мой видеоканал https://clck.ru/Xoe5k
Курс «Дефрагментация жизни» (демифологизация, избавление от сценариев, тождественностей, самопознание) http://relive.press/
Другие курсы https://www.livemaster.ru/self-help
Евгения ЕвдокимоваПерейти на wa.me/79164891084
Эзотерик, Агни-йог, Мудрец  · 24 мар 2022
Вопрос некорректен. Любая мысль - это проявление Божественного, т.е. имманентность. Заметьте, мысль воспринимается не чувствами. Трансцендентность т.е. выход за пределы восприятия, вообще не воспринимается ни как чувство, ни... Читать далее
1 эксперт согласен
Я ничерта не вник в тему и не хочу. Не моя тема.
Интересуюсь устройством мира, как внешнего так и в...  · 25 мар 2022
Я вот что-то не пойму саму суть этого "выбора". Есть реальные и достоверные знания - работает смело по алгоритму имманентности. Нет чётких знаний в какой-то сфере - включается алгоритм трансцендентности (пытаясь их додумать)... Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
IT, сметное дело, теория и практика Йоги  · 28 мар 2022
Это взаимно дополняющие друг друга понятия, которые не позволяют обществу (да и отдельно взятому индивидууму) свалиться в мракобесие. Есть вещи доступные нашему Разуму и есть вещи недоступные пока или в принципе, но это и есть... Читать далее
Самореализация нирване обучает клинической...  · 26 мар 2022
Пока не нашел словарь про имманентность и трансцендентность человеческой мысли, затрудняюсь ответить, что важнее для общества. Выбирайте ответ сами.
Клуб любителей бачаты, сальсы, кизомбы. реггетона...  · 26 мар 2022  · salsa-da.ru
Отвечает
Вячеслав
Имманентность - философское категория, указывающая на возможность опытного познания чего-либо. Антоним трансцендентности. Трансцендентность - это выходящее за пределы изучения, познания и текущей жизни. Человеческому разуму... Читать далее
Тренер по бачате, сальсе, реггетонуПерейти на salsa-da.ru
Многое знаю о жизни. Называли академиком, профессо...  · 27 мар 2022
Постараюсь ответить очень просто и без сложной терминологии. Такого выбора не существует хотя бы потому, что человек делает и то и другое. Человек продолжает надеяться найти ответы на основополагающие философские вопросы... Читать далее
Занимаюсь развитием Мировоззрения . Работал в ра...  · 24 мар 2022
Естественно, важнее для общества трансцендентность мысли. Имманентность необходима автору для создания доказательной базы, связи с близкими по теме разработками других авторов и отношения к существующей парадигме. Обычное дело... Читать далее
Санитарка на пенсии  · 27 мар 2022
Не вижу принципиальной разницы между этими двумя терминами. И оба они - досужие выдумки, не имеющие отношения к реальной зависимости общества от мозговой деятельности его членов. Для общества важно, чтобы мыслительные процессы... Читать далее
Выживший... в условиях- несовместимых с жизнью.Воз...  · 28 мар 2022
Существующее или предполагаемое...взаимодействуют всегда-независимо от "общества"...и до нас...и с нами...и после нас."Алгоритмы"-заложенные в нас...достаточно просты и предсказуемы.Любой конфликт закладывается элементарно... Читать далее