Существующие определения «ума» и «разума» в различных энциклопедиях мне кажутся малоэффективными и неудобными. Поэтому попробую дать свое. Надеюсь, что это кому-то не понравится: ) При помощи слов и их определений мир раскладывается по полочкам, но определения не могут быть истинными или ложными, а только полезными или бесполезными, удобными или неудобными. В данном случае, я имею в виду термины, вводимые в науку номинально, т.е. в качестве сокращения некоторого текста, который и является определением. О реальных определениях я пока умолчу.
Мы знаем, что кроме умных людей существует еще немало умных животных. Слово «разумное» по отношению к животным обычно не употребляется, а если и употребляется, то, как синоним «ума». Люди, как вид – это человек разумный. Других разумных видов в биологической классификации нет, т.е. нет разумных обезьян, кошек, собак и дельфинов.
На мой взгляд, существует, по меньшей мере, два отличительных свойства, общие умным людям и умным животным.
1.) Способность к научению. Человека можно научить разным разностям. Кошку можно приучить к лотку, а вот с курицей этого не получится.
2.) Творческая способность, т.е. умение генерировать нестандартное поведение, создавать что-то новое, то чего еще не было. Некоторые представители высших животных также иногда демонстрируют образцы подобного поведения.
Слово «разум» в русском языке производная от «ум» - «раз-ум», где приставка «раз» выполняет, наверное, ту же функцию, что и в парах выражений: « «кидать - раскидать», «ложить – разложить». Ложить – значит что-то в одно место, разложить – по разным местам. Плюс такое выражение – «раскинь своим умом». Конечно, этимология и герменевтика не дают никаких оснований для установления значения научных терминов, но в данном случае дают намек, на одну из возможных интерпретаций – разум, как некое расширение сферы действия ума. А в чем заключается это расширение? Тут мы приходим к банальному ответу, который итак все прекрасно знают: разум – это психическая способность непосредственно связанная с происхождением и функционированием языка. Расширение тогда трактуется, как расширение МИРА за счет того, что только при помощи языка можно отделить вещи от свойств, выделить новые свойства, на основании сходных свойств разложить вещи по классам, т.е. построить естественные и неестественные классификации, начать открывать законы природы, создавать теории и строить мировоззрения.
Карл Поппер вслед за Бюлером выделяет три функции языка, и от себя добавляет четвертую: (1) экспрессивная, (2) сигнальная, (3) дескриптивная функция, и, (4) аргументативная. Первые две общи и людям и животным, третья – только людям, а четвертая появляется значительно позже, и свое высшее выражение она достигла в науке.
Аргументативная функция языка включает в себя большую часть того, к чему с пренебрежением, а иногда и с презрением относятся некоторые «высокодуховные сапиенсы», и обозначается словом «рассудок».
Короче, нормальный продвинутый умный и разумный человек – это тот, кто достаточно развил в себе две высшие функции ума и разума – способность к творчеству и к рациональной аргументации. И это не всегда связано с уровнем образования, так как встречаются, и иногда достаточно часто, умные, но необразованные, и, наоборот. Существует множество необразованных народных умельцев, которые смекалисты, изобретают что-то новое и необычное, и находят нестандартные решения некоторых жизненных задач; и есть масса дипломированных и даже титулованных… не буду говорить кого. Короче, умение болтать языком – это достаточное условие, для того чтобы быть человеком, но недостаточное, чтобы быть умным.
"ложить" - ???