На мой взгляд, и коучинг, и психологическое консультирование - виды работы со здоровыми людьми, представляющие собой набор практических методов и приемов. И коучинг, и психологическое консультирование опираются на обширную теоретическую базу (у консультирования она, понятное дело, куда более обширна).
Сначала о коучинге. "Коучинг - очень конкретный подход для решения очень конкретных задач" - это формулировка от очень мудрого и здорово прошаренного в бизнес-психологии руководителя оооочень высокого ранга, с которым мы когда-то работали. И я ее во многом разделяю.
С моей точки зрения, коучинг - технология решения жизненных / профессиональных / управленческих и т.п. задач. Область коучинга - будущее. Точнее - те изменения в настоящем, которые должны запустить изменения в будущем. Опирается коучинг по большей части на уже имеющийся персональный опыт решения жизненных задач, который в том или ином виде имеется у каждого человека. С помощью коучинга можно найти и развить мотивацию, сделать первые несколько шагов, которые традиционно трудны, найти ресурсы и еще много чего. И проверить эффективность работы в коучинге довольно просто - если начались нужные клиенту изменения, значит, все получилось. Если (утрирую, конечно) клиент год ходит к коучу с одним и тем же запросом, а в его жизни ничего не меняется - что-то явно пошло не так. Коуч(ер) не обязательно должен быть психологом (на всякий случай уточню: именно "быть психологом", а не только "иметь образование психолога").
Относительно психологического консультирования. Очень нравится вот эта формулировка: "Психологическое консультирование - помощь клиенту в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих позиций; поиск новых, альтернативных способов совладания с ситуацией - "помощь людям в их помощи самим себе" (Herbert).
Психологическое консультирование предполагает формат работы отличный от того, что предполагается в коучинге. Запрос клиента довольно часто бывает из области "и нечто, и туманна даль". Область психологического консультирования - не только будущее с настоящим, но и (в весьма значительной степени) - прошлое. Формат - гораздо более более длительный, чем в коучинге. Обязательно профильное образование. Опыт работы психологом с чего-то должен начаться, т.е. его непременное наличие не может быть условием, иначе молодой специалист в принципе никогда не сможет начать работать. Но если опыт есть - замечательно, и чем его больше, тем лучше. Весьма желательны знания во многих смежных областях (психиатрия, психофизиология, неврология, педагогика, в некоторых случаях важна хорошая база по части гуманитарных наук) - чтобы вовремя сообразить, что клиента надо перенаправить к другому специалисту или предложить какой-то нетрадиционный взгляд на решение его проблемы.
Из личного опыта. Я много лет использовала в работе технологию управленческого коучинга. В какой-то момент позвали преподавать в РАНХиГС такой курс. Группы были замечательные - все студенты имели по 2-3 высших образования, большой опыт работы - каждый в своей области - и потрясающую мотивацию к обучению. Обычно в группе было 2-3 психолога, а остальные - с самым разным образованием. И первое, что я делала - предупреждала: "Уважаемые психологи! Я уверена, что вы умеете копать глубоко и быстро выводить своих клиентов на травмы, вытесненные воспоминания, катарсисы. Но всего этого в коучинге не надо. Условно говоря, даже если вы умеете копать на три метра в глубину, для этой работы достаточно и полуметра.
Уважаемые не-психологи! Пожалуйста, не играйте в психологов и психиатров. Не заводите клиента туда, откуда он ни сам, ни с вашей помощью не сможет выгрести. Это опасно и непрофессионально".
В конце каждого курса получала обратную связь от студентов, что-то типа: "Как хорошо, что вы нас предупредили, потому что и в самом деле часто тянет копнуть глубоко".
ЗЫ. Этот ответ - о коучинге и психологическом консультировании. О психотерапии ничего не писала.