Абитуриентам советую обратить внимание на то, что ответы, в основном, от студентов и выпускников топ-вузов, которые, как и все мы, хотят оправдать свой жизненный выбор и поэтому, всё-таки, немножко предвзяты, ассоциируя свои личные успехи с именами оконченных университетов.
В большинстве вузов развит локальный патриотизм и большинство студентов привыкает к атмосфере своего места обучения, ищут в нём плюсы и остаются довольны. Недовольны те, у кого ожидания не совпали с реальностью. Когда заканчиваешь школу, учёбу в вузе представляешь себе не такой, какой она оказывается и лучше и про факультет, и про учёбу, и про условия, и про атмосферу в вузе лучше всего узнавать от тех, кто учится там сейчас. Университет - крупная организация и в каждом есть как хорошие преподаватели, так и странные, мягко скажем. Распространена ситуация, когда у профессора множество регалий и имя в мире науки сочетаются с ужасным характером и неумением доносить информацию. И качество полученного образования от набора преподавателей на конкретной специальности конкретного года обучения зависит зачастую больше, чем от имени вуза.
Про строчку в резюме задумываться смысла особого не вижу, так как технологии подбора персонала у hr-ов давно уже ушли из плоскости дипломов, которыми никого не удивишь, в плоскость проверки навыков, кейсов, тестирования и программ по подготовке молодых специалистов. Возможно, в гуманитарных направлениях специальностях и в провинции ещё осталось влияние корочки, но не думаю, что оно так велико, как говорят о нём стереотипы десятилетней давности - в какую крупную компанию не загляни, будут представители совершенно разных учебных заведений.
## Плюсы топовых вузов тут уже перечислили (хотя я их постигал в вузе, который только пробует ворваться в категорию топовых, догнав по проходному Бауманку и войдя хотя бы в первые несколько сотен в мировых рейтингах) а на момент моего поступления был амбициозным середнячком с хорошей материальной базой и простотой поступления) - большие возможности для саморазвития, как в науке, так и в построении карьеры. Конференции, ярмарки вакансий, интересные преподаватели, заезжие высокие гости, отдельные хорошие лаборатории, культурные мероприятия, интересная среда, хорошие люди вокруг. Отдельно стоит узнать про связи университетов с компаниями (которых у топовых вузов, разумеется, больше), их совместные курсы и образовательные программы.
Минусы тоже несложно угадать - сложность обучения, проблемы с занятием чем-то кроме учёбы, нагнетание конкуренции среди студентов. Кроме очевидного, обратная сторона высоких требований в университете и объёмной программы - нехватка времени (которая может стать критичной, если до места учёбы ещё и добираться два часа), в то время как студенты вузов попроще получают свободное время, которое можно потратить и на саморазвитие, и на работу с получением реального опыта. Про конкуренцию, кроме перечисленных в ответе выше источников, я бы рекомендова лекциях сооснователя PayPal и первого инвестора Фейсбук Питера Тиля (на Хабре вроде бы конспекты лежат). Закончу цитатой оттуда, которую можно применить и к данной ситуации: "В средней школе мы, как правило, имеем большие надежды и амбиции. И слишком часто колледж выбивает эти надежды из нас. Люди говорят, что они лишь маленькие рыбки в большом океане. Отказ признавать это является признаком незрелости. Принятие правды — о том что наш мир велик, и ты лишь песчинка в нём — считается очень мудрым.Однако, это нельзя признать психологически здоровым. И это, конечно, совсем не мотивирует. Может быть, то, что вы действительно хотите сделать, это уменьшить мир. Может быть, вы не хотите работать на крупных рынках. Может быть, гораздо лучше найти небольшой рынок, преуспеть на нем и завладеть им."
Если выбор вуза сделан сознательно, то аргументы, которыми убеждаешь сам себя туда идти, никуда не испарятся и, скорее всего, никаких сожалений о выборе места не будет. А если будут - всегда можно продолжить обучение в другом заведении.
А магистратура хорошего вуза может спасти ситуацию?
Правильно, надо выходить в люди на хребте ближнего своего.