Конфиденциальность -- одно из главных условий психологической помощи. Сам психолог не имеет права рассказывать что-либо о своём клиенте, это нарушение закона и профессиональной этики.
Но клиент вправе распоряжаться своими тайнами. И если он сам дал однозначное и недвусмысленное согласие на запись и публикацию отзыва, то мы должны уважать его решение. У него могут быть разные побуждения:
- показать другим людям, что их проблемы можно решить;
- из искренней благодарности порекомендовать данного специалиста;
- расплатиться таким образом с психологом за его работу.
И со стороны обсуждаемого психолога то же самое: он уважает решение своего клиента, взрослого человека. К взаимному удовольствию.
Последний пункт (с бартером), конечно, щекотливый. Я считаю, что так лучше не делать. В отличие от первых двух, здесь клиент даёт отзыв по обязательству, хоть и сам берёт это обязательство на себя. Остаётся немаленькая вероятность, что он в итоге будет испытывать душевные страдания.
Поэтому я предпочитаю, чтобы в некоторых случаях клиент заплатил сумму меньше тарифа, чем договариваться об отзыве. И видео-отзывы я никогда не записывал.
Если клиент(ка) явно высказывает желание "прорекламировать" меня, то я спрашиваю, не хочет ли он(а) написать отзыв. Это было всего несколько раз за несколько лет работы: всё же люди не хотят, чтобы по тексту их узнали. Чаще в качестве отзыва остаются краткие благодарственные сообщения в мессенджере, просто от души, без моих просьб.
Итого:
Правильно ли поступают психологи...?
Если клиент это делает в здравом уме и из искренней благодарности, то правильно, ибо это повышает удовлетворённость клиента от общения с данным специалистом. Ведь он хотел выразить благодарность и сделал это.
И ещё это правильно, потому что видео-отзывы, как мне кажется, являются лучшей рекламой и работают сильнее любых текстов.
Однако необходимо, чтобы клиент действительно делал это искренне, без малейшего принуждения и понимая последствия. Соблюдается ли это условие? Скорее всего, в большинстве случаев нет.