Очень интересный вопрос, который сразу задевает много тем: наличие власти социальных структур над психотерапевтической работой, влияние политических групп на практику отдельных специалистов, ценность идеологии в чистом виде в целом для любой науки или практики. В своё время сломал много копий в университетских дебатах на эту и смежные темы, да и в профессиональном сообществе этот вопрос так или иначе звучит.
Начну по порядку.
- Что такое идеология и как она влияет на науку.Если определять термин, то коротко идеология это набор идей, взглядов, ценностей, создающий мировоззрение отдельной группы людей, партии, элиты или класса. В нашем мире( причём не сильно важно, о какой стране идёт речь ) во многом связаны два явления - чем «свободнее» и насыщеннее рынок образовательных и научных услуг, тем шире дистанция между научными взглядами, кафедрами, ценностями и идеями. Больше отдельных университетов, больше отдельных течений, выше вариативность. В целом наука условно делится на три лагеря - академически выхолощенная и занятая исследованиями согласно строгому научному методу и зачастую «просто» накапливающая и систематизирующая знания для дальнейшей обработки. Вторая - коммерческая наука, которая действует по принципу первой, но больше ориентирована на прикладной характер исследований. Пищевая промышленность, органическая химия, работа с новыми сплавами и материалами и так далее. Её особенность в этом вопросе - риск оказаться в конфликте интересов вплоть до прямого подкупа учёных и подтасовки результатов исследования. Третья - наука добровольная, когда специалисты, учёные и иногда обычные люди начинают свои изыскания просто потому, что им становится интересно, они могут накопить специфический опыт, как правило они меньше придерживаются строгих взглядов, но склоняются к конкретной работе в узком вопросе. Психология в русле психотерапии развивалась как раз в контексте научной деятельности отдельных выдающихся учёных, которые на основании своих взглядов формировали научные идеи.Как эти темы связаны? Покажу на примере ядерной гонки. Два полюса разной идеологии (социалистической и капиталистической) прямо влияли на науку, спуская конкретные задачи: создать атомное оружие массового поражения для использования этого в политических целях. Эта гонка результат однозначной связи: идеология вступает в конфликт - набирает и создаёт новые прикладные технологии - прибегает к помощи учёных - эксплуатирует умы и технический потенциал для решения своих задач. Второй пример влияния идеологии. Отечественная психология пережила достаточно специфическую чистку идей, что отразилось на характере научных работ. Отечественные специалисты занимались в основном физиологическим аспектом психологии (Бехтерев, Сеченов, Бернштейн, Павлов) и ВПФ(высшими психическими функциями)(Лурия, Зейгарник, Узнадзе, Выготский и пр.). Если очень грубо(!) обобщить, то советская психология занималась психикой в двух связках - тело-психика, психика-психические функции в норме и патологии, онтогенез. Это очень чётко связывается с тем, как воспринималась ценность отдельной личности с её неоднородным, сложным и иногда асоциальным поведением. В основе науки было базовое развитие личности, исследования для понимания педагогики, работы с умственными сложностями, психическая гигиена, но никак не исследование внутренней истории человека, его личности, специфических характеристик, появлялись в течении 100 лет на Западе. Что важно - это не лучше или хуже, просто пример, как общество с его принятой идеологией влияет на взгляд учёных.
2) Идеология это плохо, по крайней мере в том виде, как это есть сейчас. Я плохо представляю, как мы ( как общество в целом, без деления на пол, расу, страну и пр.) можем безопасно исследовать основные положения развития психологии, ценностей для психики, безопасных механизмов регуляции и прочего. Всегда возникнет целая плеяда мешающих факторов, которые уведут от темы и будут преследовать свои интересы. Фармкомпании будут отстаивать медикаментозную поддержку любой терапии, политики взывать к сложным табуированным темам для набора очков, проходимцы упрощать процесс и исключать важные понятия. Так что для психологов, увы, идеология рискует стать очередным рычагом влияния и давления, и у нас нет очевидных способов влиять на те группы, которые могут им воспользоваться в своих целях.
3) Современная психология ( и научная доказательная, и медицинская психиатрическая работающая на стыке, и психотерапевтическая, и научпоп ) в целом придерживаются либеральной системы ценностей, где в кабинете чувства и мысли человека не оспариваются, не проверяются согласно условной норме, а воспринимаются как точное описание человеком его мира, и исходя из этого и его запроса (!) подбирается терапия. Если обратить внимание на изменения в последних редакциях ДСМ, появление ценности языка ненасилия и прочих «смягчениях» риторики, то становится понятно, что люди хотят более мягкого и учтивого отношения к себе и к своим взглядам. А идеология как таковая подразумевает использование её для назначения своих и нет, правильных и нет, и в целом для принуждения (хотя бы на словесном уровне). Это гарантированно вызовет негативную реакцию и оппозиционную настроенность.
4) Важный момент - пусть психология развивается спонтанно и хаотично ( кто во что горазд). Это достаточно интересный эмоциональный отклик, в котором идеология становится стройной и прогнозируемой системой, а ей противопоставляется хаос и беспорядок. Это не так.
Прелесть научного знания в том, что это система, которая успешно регулирует сама себя и делает это прозрачно. Научные результаты повторяемы, понятны и почти не требуют введения абстрактных непознаваемых категорий. Общая тенденция науки такова, что как раз системные и нехаотичные результаты обобщаются в школы и завоёвывают популярность, оставляя за бортом то, что плохо работает или уходит в эзотерику. На данный момент психология накопила колоссальное количество знаний, основанных на экспериментах, статистических данных, сокращается пропасть между психологией и психиатрией, создаются направления на стыке наук. А видимые конфликты и глупости обычно просачиваются к нам из социальных сетей от представителей житейской психологии, так или иначе объясняющих происходящие события на эмоциях, что так бросается в глаза.