Смотря что считать умением спорить.
Моё представление уже в этом не совпадает с Вашим.
И что теперь?
Почему в начальной школе нет дисциплины Риторики, которая учила бы искусству спора!?
— отдельные элементы есть. Риторика в моём понимании не учит искусству спора. И я подозреваю, что Вы предполагаете обязывать учеников спорить по правилам, а это в дальнейшем будет препятствовать их социальной адаптации.
Школа Аристотеля помогла бы логическому построению спорного диалога, что способствует поиску истины, а не ссоры!
— со времён Аристотеля искусство диалога и логика сильно продвинулись; особенно в отношении дискуссий и споров. Если кто-то даже на уровне Аристотеля логикой не владеет — насколько этот уровень можно представить по записям — это не основание вынуждать остальных под него подстраиваться.
мы часто вступаем в конфликтное состояние и выходим за рамки объективности аргументов, направляя всю свою мощь на «уничтожение» личности оппонента
— а вот мы этого не делаем. Говорите за себя. Это одно из важнейших правил культурного спора, кстати говоря, в моём представлении.
Часто чужое мнение вызывает в нас внутренний протест и желание доказать, что наше мнение — самое правильное
— у Вас вызывает? У меня вот само по себе мнение протеста почти никогда не вызывало. И желание доказывать у меня из протеста не вытекает, скорее наоборот, одно с другим не сочетается. Доказывать мне лень. Чтобы я взялся что-либо доказывать, мне обычно требуются уважение и внимание.
Как минимум :)
И да, я знаю людей, которые чуть ли не любой "спор" начинают с полного принятия чужого мнения. Потом уже уточняют, мягко проблематизируют и подводят к своему.
- Снижает ли умение спорить конфликтность?
На мой взгляд это действительно так. Однако обратите внимание, я понимаю умение спорить иначе, чем Вы. И в моём представлении конфликтность снижается главным образом за счёт умения заранее предвидеть результат, исходя из опыта.
То есть когда человек может "проиграть" спор в уме — в смысле "продолжить" — у него меньше мотивов для конфликта.
Второе — почему конфликтность снижается — это умение понимать. Которое в моём представлении необходимо для продуктивного спора. Вместе с нацеленностью на понимание и отсутствием препятствия к нему, то есть вместе с отсутствием или преодолением довольно часто встречающегося страха понять и принять позицию другого.
Надеюсь, я хотя бы понятно объяснил…