Причина, скорее всего, в том, что вы не обозначили границы.
Несмотря на то, что у вас совсем иная сфера деятельности, наверняка вы сталкиваетесь с точно тем же, что и психологи: человек интересуется, и слово за слово это перетекает в консультацию.
Сперва вы сами должны понимать, что в данный момент происходит у вас с человеком:
- вы просто беседуете или консультируете;
- если вы консультируете, то где эта консультация начинается и заканчивается;
- сколько стоит эта консультация, и если она бесплатна, то почему.
Когда вы сами это всё понимаете, необходимо обозначить человеку границы и стоимость консультации, чтобы не получилось, что вы считаете это консультацией, а он — простым, ничего не стоящим разговором.
Здесь нужно сохранять осознанность, вовремя тормознуть человека и сказать, что если ему нужна консультация, то… Возможно, вы прямо сейчас пойдёте в другое помещение и там всё обсудите, но необходимо, чтобы стало очевидным, что вы выполняете работу для этого человека, и что вообще-то она стоит денег, но, например, первую консультацию вы ему предоставляете бесплатно. При таком подходе маловероятно, что кто-нибудь попытается сесть вам на шею. Для кого я проводил первую бесплатную консультацию, по оплате второй не возникало вопросов.