Надо спрашивать у каждого подростка индивидуально.
- Кого-то дома (в школе, во дворе) психом называют.
- У кого-то диагностированная бабушка (папа, брат, тетя), и человек боится, что унаследовал.
- У кого-то трагедия в семье (суицид, убийство), и ребенок пытается понять, связано ли это с ненормальностью, сумасшествием у них, или вызвало ненормальность (сумасшествие) у него.
- Кто-то столкнулся с новой реальность. Жил – не тужил, и вдруг ему в первом классе впервые сообщили, что он ускоглазый (заика, еврей).
Разные причины.
Если поразмышлять насчет «общего фона» или «новой реальности», получаются следующие размышления.
У медиков есть «болезнь третьего курса», когда особо мнительные студенты находят у себя симптомы всех заболеваний, кроме родовой горячки и воспаления коленной чашечки.
Сама по себе мнительность в некоторых профессиях вызвана содержанием этих профессий. Разведчик профессионально будет подозревать других в госизмене, психиатр в шизофрении, педагог в безграмотности и так далее.
Поскольку психология ворвалась в массы как в своё время секс, который вызвал «сексуальную революцию», можно по аналогии говорить о «психологической революции» в массовом сознании. В США, где психоанализ давно получил широкое развитие, была такая же революция, которая со временем угасла, и теперь психологические знания являются частью менталитета.
У нас поток психологических данных – относительно новое явление, поэтому вызывает революционные брожения среди «нестабильных умов». А нестабильными являются некоторые типы личностей, носители некоторых диагнозов и люди в подростковом возрасте. Они наиболее восприимчивы к подобной информации.
Подростковый возраст протекает по-разному, но в большинстве случаев связан с формированием самооценки, с привычкой «оценивать себя чужими глазами», представлять, как вы «выглядите со стороны» или «в глазах» референтного (значимого) человека или группы. Для самооценивания нужны критерии и показатели.
Советское время давало четкие критерии и показатели, связанные с нравственностью, честностью, моральным долгом, хорошей успеваемостью, участием в общественно-полезной деятельности (сбор макулатуры, субботники, помощь пожилым и прочее). Идеология развалилась, ценности рассыпались. Те «ошмётки ценностей», которые транслируют родители, не выдерживают никакой критики. Работа с подростками показала, что многие из них не просто не воспринимают всерьез родительские «указявки», нравоучения, требования, претензии, притязания, но и считают их глупыми. «Предки», «родаки», «огрызки» выглядят несовременно, глупо и наивно в современных реалиях со своим претензиями на честность, справедливость и долг.
Психология дает критерии и показатели, которыми более-менее можно руководствоваться, формируя собственную самооценку и оценку окружающих. Пока, учитывая чудовищно низкий уровень психологической грамотности, самооценивание, внешнее оценивание идет по бинарному принципу. «Я нормальный или нет». «Он ваще адекватный или нет». Чем больше психологических данных и психометрических тестов поступает в открытый доступ, тем больше усложняется оценивание. Тесты разные, школы, в которых разработаны тесты могут исходить из прямо противоположных представлений о психике человека. Один и тот же человек может получать взаимоисключающие данные о себе из разных источников.
Стабильный человек пожал бы плечами, подходящие данные бы принял, неподходящие отверг. Но мнительный подросток пытается примирить их между собой, запутываясь и закапываясь еще больше.
Есть еще гипотеза: подросткам «сильнее достаётся», чем раньше. Раньше за благообразным видом детей следили в садах, лагерях, школах, партийных организациях. Теперь эта обязанность «упала» на родителей, которые с собой не лучшим образом справляются. Гипотетически, детей могли начать больше обвинять в неудачах семьи, взрослых. То есть стали на них больше «вешать ответственности», чем, например, 40 лет назад.
Еще гипотеза: в школе начали вводить критерии и показатели изменений познавательных способностей, то есть «сталкивают детей лбами», сравнивая уже не результаты (двойки и пятерки), а способности.
Еще гипотеза: многократно увеличение информационного потока. Масса каналов со всякими чудесами. Шоу талантов во всех областях. Что бы ты ни делал, что бы ни умел – всегда найдется китаец, который делает это лучше.
Вероятно, играет роль совокупность различных факторов, многие из которых не то что учесть, представить невозможно. Вдруг, ученые в будущем докажут, что солнечные протуберанцы так изменили электромагнитное поле земли, что люди в силу физических причин становятся более рефлексивными)).