Не согласна с ответом. Не потому, что он неправильный, а потому что подмена понятий.
«Быть умнее клиента тяжело…, надо разжевывать». Здесь речь, вероятно не об уме, а о темпераменте. Есть «быстрые» и «медленные» люди. Тяжело подстраиваться под темп? Но это не значит «быть умнее». Возможно, речь не о скорости, а о «типах мышления». В разное время это называлось «правополушарное и левополушарное» или «наглядно-образное и формально-логическое». Я склонна называть это «сознанием и мышлением». Вы «видите картину в целом», а он «по частям». Есть такой «тип личности»: дигитал или дискретная личность. У него могут быть затруднены чувственные восприятия, но интеллект сохранен. Он не «глупее», он другой. Я не отрицаю наличие «глупых» клиентов, обычно это здорово нарушенные люди с буквальным восприятием.
«Если клиент умнее, тем более тяжело». А мне, наоборот, легко и интересно. Ты учишься не просто бесплатно, а еще и деньги за это берешь. Восторг, азарт, гордость, хочется медальку с полочки взять. Если без шуток, работа у нас вроде такая, что не надо оценивать клиента, не надо оценивать его интеллект, эрудицию и умственные способности, если он сам не попросил.
Иногда ощущение, что кто-то глупее или умнее всего лишь симптом. Проявление потребности чувствовать себя умнее других или глупее других.
«Психолог помогает не потому, что умнее». Это вопрос подхода, состояния, обстоятельств. А вдруг он православный психотерапевт, от которого требуется, чтобы он был умнее, мудрее и вообще посредник от господа.