В теории эффективности есть такой термин «задача неполной постановки». Этот вопрос – задача неполной постановки. Мало данных для ответа.
Какой психолог? Какой клиент? Какой подход?
Приведу примеры ситуаций:
- Процессуальная терапия. Терапевт – оператор, работающий под супервизией. Он повторяет одни и те же вопросы, не комментируя, не анализируя, не формулируя гипотез, не давая обратной связи кроме формальных подтверждений «ясно», «понятно», «понимаю», «я вас услышал». Ему достаточно уметь повторять вопрос из папки без искажений.
- Драматическая супервизия. Психолог (в данном случае клиент) обращается за помощью, так как «застрял» в работе с клиентом. Несколько стульев: стул клиента, стул психолога, стул супервизора, стул публики. Психолог садится на стул психолога и излагает суть проблемы, адресуясь к реальному супервизору. Затем садится на стул клиента и излагает суть проблемы, адресуясь к психологу (самому себе). Затем садится на стул супервизора и дает обратную связь психологу (самому себе). Затем садится на стул публики и дает обратную связь от «сторонних наблюдателей» психологу (самому себе). Супервизор в данном случае просто таскает психолога по стульям и выдает инструкции из блокнотика: «а теперь изложи проблему так, как если бы ты был сам клиентом, и обращался к психологу, то есть к тебе».
- Учебная консультация. При групповом обучении студентов / слушателей их могут разбивать по парам для тренировки налаживания раппорта, составления терапевтического контракта и прочее. В данном случае они выполняют упражнения под надзором преподавателя и ассистентов. Отработка технических навыков не требует ума.
- Необходимость выговориться. Представьте, что в психологический центр без записи свалился человек в состоянии, когда «горит», «накипело», «наболело», «прорвало». Все психологи заняты кроме стажёра. Может он взять клиента? Надо ли ему быть умнее? Ему достаточно понимать, что не надо комментировать, а лишь активно слушать.
Это только четыре примера, когда «умнее» – «не умнее» не применимо.
В аналитических направлениях, в консультировании при формировании гипотез, в коучинговых задачах может быть нужен больший, чем у клиента ум / опыт / понимание.
Поэтому считаю, что в таком формате вопрос не подлежит ответу, нужна конкретика.