Отказ, как правило, проваливает человека в собственную плохость. Человек отказы воспринимает как нечто личное. Он уверен, что дело в нём, его никчемности или неполноценности. Есть у нас такая установка "Я должен всем нравиться" и если такого не случается, мы проваливаемся в собственную плохость и обесцениваем себя. Хотя, если поразмыслить, мы отлично понимаем, что нравиться всем невозможно, да и не за чем.
За отказом стоит несоответствие неким критериям, на которые имеет право каждый. Если я выбираю пирожок с капустой, я вынуждена отказаться от пирожка с вишней, поскольку два в меня не влезет. При этом пирожок с вишней не стал плохим, никчемным или неполноценным. Просто, ориентируясь на внутренние критерии я выбираю капусту. Другой человек, подошедший после меня, по своим внутренним критериям выбирет пирожок с вишней, и это ничего не говорит о пирожке с капустой. Кому-то походит одно, кому-то - другое. Если рассматривать отказ с этого ракурса, он не будет проваливать в комплекс неполноценности. А будет означать, что или адресат не наш, или нам нужно, если это возможно, поменять что-то в себе в соответствии с критериями выбирающего.
Следующий момент связан с катастрофизацией последствий. Для нас отказ равно катастрофа (смерть). Если же "прогуляться" в эту катастрофу, мы увидим, что её попросту нет, и масштаб бедствий сильно преувеличен. И это тоже эффективно помогает в работе со страхом отказа.