Со времен софистов диалектика была и остается способом опровергнуть принятые в группе людей понятия (нормы, законы), чтобы затем перед растерянными их обладателями выступить в роли великого учителя, вождя и спасителя. Поэтому, если вам кто-то говорит о диалектике, значит вас хотят соблазнить в свою веру: убедить в условности полисных норм (Сократ), указать на противоречия христианского платонизма, чтобы заменить его на сказку об Абсолютном духе (Гегель), убедить в преступном происхождении собственности и позвать грабить награбленное (Маркс), создать новый мир через мировую войну (Троцкий, Гитлер). Оруэлловский новояз - классика диалектического мышления.
В физике примером диалектики может служить отказ от измерения всех величин реальным временем жизни наблюдателя в пользу иной меры - мыслимой (и всегда субъективной) величины скорости (Ньютон, Эйнштейн).
Предметом физики являются факты реального мира, а диалектика выражает гносеологическую проблему общих понятий мыслимого мира человека. Это проблема несовершенства нашего языка. Даже о фактах мы можем высказываться совершенно определенно только если они происходят здесь и сейчас - так работает логический закон исключенного третьего. Но нам нужно делать выводы о прошлом и предположения о будущем, а они всегда только вероятностные. Высказывания об общих понятиях (универсалиях) всегда односторонни и неполны. Здесь-то и начинается раздолье для любителей "сказать надвое".