Главная проблема в сложности механики крыла даже перепончатых крыльев (летучих мышей, белок, ящериц и тп.), не говоря уже о сложности создания крыльев с оперением, как у птиц. Крыльями птицы не просто машут, они их используют наиболее аэродинамически экономичным и эффективным способом, в процессе используется не только физическая сила, но и управление воздушными потоками с помощью активного видоизменения формы крыльев и активным участием оперения, где участвуют практически все перья.
Проблема именно в сложности механизации, уточню: Действительно разработка даже перепончатых крыльев, не говоря уже на подобие птичьих - это архисложные задачи.
О энергоэффективности… Мелкие птицы потребляют пищи в сутки (!!!) от 50 до 80% от своего веса. Оно и понятно, они весьма активны, и живут они, вернее воспринимают время… быстрее нас, в разы. А вот у крупных представителей суточная норма редко достигает 40%.
Современные самолеты жгут в час порядка 5% от своей массы. Если бы они носились как птички, отсюда за полный летний день (16 усредненно) - 80%. Так что и лайнеры жрут не хило, плюс, они "жрут" топливо, добытый и специально изготовленный для них!
Но. Думаю, учитывая грузоподъемность самолетов, скорость их полета, ПЛЮС, более высокая механическая надежность и относительная конструктивная простота с лихвой окупают затраты. А сложные крылья оставим экспериментаторам и увлеченным людям, может со временем у них и получится что-то конкурентоспособное, полезное и надежное.
Если всё же окажется верной теория панспермии - то хрен всем нам с этими аппаратами. :)