Философ Кант говорил:
в любой науке ровно столько науки, сколько в ней математики.
И это верно, поскольку вся наука, то есть система знаний о природе: физика, химия, биология и даже психология, опираются в основе своей на эксперимент, эмпирическую методологию, которые описывают явления и процессы математическим языком. Вы можете представить себе описание процессов, законов природы, химических превращений без формул? Нет. Вся статистика и системы подсчетов в экономике, психологии, социальных науках, не говоря уже о науках естественных, - это всё математика. Если раньше, во времена Пифагора, Платона и Аристотеля, и в Новое время, в эпоху Коперника, Галилея, Ньютона и Декарта считали, что языком математики с людьми говорит Бог, то Кант доказал, что имея ввиду Бога, мы подразумеваем природу, с которой говорим сухим и емким математическим языком, сводя всё природное многообразие к практической стороне и материальной пользе, измеряемой в количественно-качественных и функциональных показателях. Иначе, мне нужна формула нефти чтобы знать, какие необходимо осуществить действия, чтобы она стала 95-м бензином с октановым числом 10-12.
Но если вся наука говорит языком математики, то где же здесь место философии? Вроде бы в ней математики как раз мало - в основном различные теории, где немного иная система доказательств, формально-логическая или диалектическая (бывает, что и софистическая).
Так вот, если по Канту, философия - единственная интеллектуальная область научного знания, которая одновременно и относится, и не относиться к науке. Ведь она мыслит и о природе, обнаруживая ее структуры, состояния, законы и закономерности, но в то же время она рефлексирует и о духовном мире, культуре, идеях в сфере морали, законодательства и политики. Если систему мышления о природе он называет рассудком, направленным одной целью - извлечение из природы материальной пользы в виде новых сплавов, энергий, материалов и тд., то духовный мир,- это область разума. Она тоже приносит пользу, но польза эта совсем иного порядка, чем польза научно-познавательная. Разум одушевляет, приводит в глобальное цивилизационное движение востребованные каждой человеческой душой сверхценные идеи - справедливость, свобода, любовь, добро, Бог. Думая об этом, мы не прибегаем к формулам и подсчетам, мы переживаем, стремимся стать лучше, испытываем очищающие муки совести, катарсис, хотим приносить пользу другим людям, развиваться в личностном плане, стать частью культурно-интеллектуального сообщества, приносить счастье и радость близким.
Философия - это сфера разума, его идей и тех практических результатов, которые человечество расценивает как духовное, культурное благо в отличие от материальных благ, привносимых наукой. Значит, именно философии допустимо не быть математикой там, где речь идет о морали, праве, культуре и религии. Но там, где нет физики, начинается метафизика - то есть то, что после физики. И метафизика, согласимся с Кантом, не наука. В переводе с греческого, она после науки и ценнее науки, ибо только она и способна что-то видеть "за горизонтом", искать и находить нематериальные смыслы, - то, чем мы категорично отличаемся от иных живых существ. Однако метафизика - это не вся философия. Ведь философия одновременно - мать всех наук, в том числе и наук о природе (физика, химия, биология). Когда-то, еще в Древней Греции, она их взрастила и "вынянчила" благодаря Платону и Аристотелю. Теперь, уже очень взрослая и седовласая, философия опекает и "воспитывает" науку, рефлексируя над ее достижениями и ошибками, гипотезами и теориями, методами и результатами. Ее основная цель - спрогнозировать научную эволюцию и революцию, обеспечить методологические условия развитию научного знания исключительно на пользу обществу. Философская теория познания, гносеология и ее различные направления (позитивизм, постпозитивизм), думая о науке и ее прогрессе, ее путях и будущем, не могут обойтись без математики, поскольку начиная с Пифагора - это их общий язык. Как можно думать о значении и перспективах физики не зная физических теорий, например, ОТО и СТО, написанных языком математики? Потому там, где философия научна, она в равной степени и математична.
Но там, где она - сфера нравственных оснований жизни человека и общества, рефлексий о Боге, общественных идеалах и идеологиях, смыслах и значениях как человека, так и человечества в целом - там она метафизика, значит, она за,- и выше науки и здесь она - не математика.
Уступила ли философия как метафизика свою роль науке как математике? Мы видим повсеместно, что и да и нет. Да, - цивилизация сделала выбор в пользу научно-технического прогресса, мы в большинстве своем скорее купим новый смартфон, компьютер или машину, чем сборник философских трудов того же Канта, Гегеля, Соловьева или хотя бы книгу из философско-психологическо-социологической серии (тот же Юнг, Фромм, Маркес, Маркузе, Жижек и др). Каждый из нас, каждый день выбирая, о ком думать, что купить, о чем прочитать, что посмотреть - выбирает между философией как метафизикой и наукой с ее математикой.
Но сфера человеческого духа, идеи, молитвы, - все это говорит на человеческом языке и приоритет ее, хоть и невидимый прямо и очевидно, ощущается каждым из нас в особые минуты и настроения. Например, когда мы любим или страждем справедливости, когда по зову души мы идем в церковь или ищем человека, книгу, фильм, передачу, сюжет, музыку, которые помогли бы нам понять смысл жизни, значение важных или трагичных событий, - здесь и начинается собственно философия.
Сравнить философию и науку по приоритетам, все равно что попытаться ответить на вопрос, какая рука или нога важнее - левая - та, что ближе к сердцу, та, что философия, или правая - та, которой мы больше оперируем и вмешиваемся в природу, чтобы изъять, как говорил Бэкон, ее богатства? И то и другое нам необходимо в равной степени. И то и другое невзаимозаменяемо, но взаимодополняемо. Потерять что-то одно - очень больно и неправильно. С точки зрения цивилизационных устремлений, и то и другое равнозначно. Но приоритеты расставляют люди, каждый из нас, причем ежедневно.