Представьте себе зеркало отражающее мир. Это сознание ребенка. Теперь представьте себе зеркало где у каждой детали изображения есть аннотация и уровень приоритета. Это сознание подростка. Теперь представьте себе зеркало, где помимо аннотаций к каждой детали изображения есть еще и Ваше и тоже с подробной аннотацией позволяющей размещать Вас то в одном участке общей площади отражения зеркала, то в другом, при этом аннотация и к Вам и к деталям отражения будет меняться. Это уже сознание взрослого человека где отражение подкреплено знанием, опытом и отношением.
Примерно такой принцип в работе сознания: память, внимание, ощущения, мышление и перцепции органов восприятия (для оперативного сознания) в моменте здесь и сейчас создают в Вашем сознании отражение состояния внутренней (через ощущение) и внешней (через работу внимания управляющего перцепцией) среды и Ваше отношение к ней (на подсознательном уровне через память и жизненный опыт - навыки, умения) и знание о ней (на осознанном уровне через работу мышления и памяти).
Из этой аллегории вполне можно сделать вывод, что первичная функция сознания это ориентация. Именно ему оно и подчинено на базальном уровне. По своей сути Сознание это процесс и в то же время выступает как свойство работы Вашей нервной системы (психики).