Не знаю, что это за принцип, но как оно работает попробую рассказать, как сам понимаю.
Для иллюстрации представим себе простейшее существо. Назовем его Валера, что бы было веселее. Представим, что Валера быстро эволюционирует по нашему велению и хотению.
Рассмотрим этапы эволюции сознания Валеры в контексте его биологической эволюции вообще.
Сначала у него нет никакой нервной системы и он стоит как дерево на одном месте. Это вполне себе жизнь. До появления сознания еще очень далеко, но жить уже можно.
Эволюция делает свое дело и оказывается, что вместо того, что бы стоять и пассивно адаптироваться к окружающей среде без всякой нервной системы, можно делать это более толково даже с минимальным нейронным набором. Оказывается, можно ползать, летать, бегать, прыгать, в общем не стоять на месте, а искать приключений на простейшую Валерину задницу. Это называется активная адаптация. От всего, что нам не нравится, теперь можно убежать. А если надо кого-то сожрать, то у Валеры уже есть фасеточные глаза. Он может догнать добычу. Сознания в Валеры еще нет, но база уже готовится. У него уже есть «автоматизмы». Сейчас это пока еще простейшие рефлексы или цепочки рефлексов. В основном они передаются от Валеры к Валере по наследству. Это безусловные рефлексы.
Но вот мы пользуясь функцией творца добавляем Валере другой тип рефлексов - Условные. Эти уже не передаются по наследству с генотипом, но зато они позволяют Валере адаптироваться к новым условиям в течении одного валериного поколения. Теперь каждый новый Валера может поступать не так, как велят ему инстинкты или рефлексы, то есть врожденные «автоматизмы», которых не может быть много на все случаи жизни. Но теперь Валера может создавать свои собственные «автоматизмы» на тот контекст, в котором нынешний Валера обитает.
Разница между теми безусловными и этими новыми условными в том, что для закрепления безусловного требовался жесткий и безусловный финал – смерть. Только так выжившие Валеры могли передать закрепившиеся автоматизмы.
Теперь же Валера не должен больше умирать, что бы приобрести новый навык. Но для этого его нервная система должна была усложниться таким образом, что бы Валера сам мог формировать новую взаимосвязь (ассоциацию) в своей неприлично большой голове.
Теперь, если Валера попадает в известный ему контекст, он реагирует таким образом, как научен собственным опытом, а не как ему подсказывает природный автоматизм, коего для данного контекста может просто не быть вовсе.
Я думаю, что сознание - это как раз тот самый процесс, когда новый контекст (стимул) связывается с реагированием.
Если контекст привычный, не новый, на него выработан вполне определенный «автоматизм». Для реагирования в привычном контексте сознание не обязательно. Без волевого усилия мы не обращаем внимания на то, что делаем автоматом, если результат нас устраивает. В этом нет необходимости. И только тогда, когда контекст достаточно НОВЫЙ, внимание переключается на него и (вот оно сознание) предлагает реагирование (с желаемым исходом) из того арсенала, который имеется для подобного контекста. Если никаких ассоциаций нет (совершенно новая ситуация), формируется вариант нового реагирования (Валера занимается творчеством). Далее оценивается результат такой реакции. Если результат нормальный, то реакция закрепляется за данным контекстом. Вот этот процесс субъективно и воспринимается как сознание. Если контекст (стимул) повторяется, то по мере повторения, внимание перестает переключаться на контекст с низкой новизной, но всегда безошибочно и точно подключает соответствующую реакцию, мы совершаем выученное действие, которое не требует сознательного вмешательства. В этом случае Валера говорит, что он действует интуитивно или на подсознании. Если реакции, которые мы осознанно вырабатываем оказываются не годными, или если вдруг старая привычная реакция больше не приносит нужного результата, все это так же оказывается во внимании (это тоже автоматизм) и осмысливается с целью выработать новое реагирование.
Сознание оказывается очень энергоемким процессом. Наоборот, выученные навыки – это более прямые связи стимул-реакция. Они требуют меньше энергии. От того при обучении Валера так устает. От того тяжело в учении и легко в бою.