У сознания тот же принцип, что и у восприятия - собирать нужную по ситуации информацию и удерживать её актуализированном состоянии для того, чтобы эта информация была использована мышлением.
Допустим, ситуация - это вопрос, трудный вопрос, задача, проблема (трудная задача). Из ситуации надо найти выход, на вопрос надо ответить, задачу или проблему - решить.
Для этого у нас есть мышление. Ему не надо оперировать всеми знаниями, что у нас есть, что валяются у нас в подсознании. Нужно активировать/актуализировать только те знания, которые соответствуют ситуации. К тому же, у сознания, как и у восприятия, ограниченный объём, который как желудок может расширяться и сужаться, в зависимости от наличной и используемой энергии.
Что значит - активировать, актуализировать? Это значит ОСОЗНАТЬ. Физиологически это выглядит как процесс возбуждения в тех участках мозга, в которых находятся эти соответствующие ситуации знания. Активировать - значит возбудить, пробудить, вызвать из спящего (заторможенного) состояния. Поэтому быть в сознании - значит быть в пробуждённом состоянии, в состоянии бодрствования.
Собственно, сознание можно определить как бодрствующее состояние психики, содержанием которого являются СОответствующие ситуации ЗНАНИЯ. Осознание - это момент в настоящем времени. Сознание - удержание в активированном состоянии того, что осознание вынесло из глубин подсознания. То есть, сознание в определённом смысле относится к прошлому времени. Сознание, выражаясь компьютерным языком, это оперативная память. Но в компьютере данные, находящиеся в оперативной памяти, подаются в процессор, т.е. в вычислитель. А у человека данные задействуются мышлением.
В мышлении происходит процесс преобразования осознанных знаний, а также умений (поскольку умение - это знание как что-то делать на физическом уровне и на психическом). Само мышление - есть умение оперировать знаниями, выстраивая их в определённом порядке, согласуя их между собой. Результаты мышления также осознаются и загоняются в сознание.
Но это осознание будет уже осознанием второго порядка - осмыслением ситуации, её пониманием и объяснением. Понимая что-то, мы улавливаем смысл = С(вязь)мысл(ей), где мыслями и являются актуализированные знания (неважно, чьи, свои или чужие), Естественно, понимание/объяснение оказывает влияние на сознание, меняя его содержание, которое опять же поступает как рабочий материал в мыслительный процесс. Оно же преобразует и процесс осознания, направляя его на поиск и актуализацию других, нужных по ситуации, знаний.
Получается такой цикл, который лучше изобразить графически:
Осознание -> Сознание -> Мышление -> Осмысление.
Причём изобразить в виде тетраэдра: внизу - Осознание, вверху - Осмысление, слева, выше Осознания - Сознание, справа, напротив Сознания - Мышление.
В основном этот иерархический цикл работает в ситуациях вербального общения, в котором люди что-то спрашивают друг у друга, что-то отвечают, передают и воспринимают словесно-знаковую информацию, сообщают и сообщаются. Поэтому он больше относится к теоретическому осмыслению обсуждаемых ситуаций, которые могут быть жизненными или практическими. И базируется этот цикл на работе левого полушария головного мозга.
В правом полушарии мозга ему соответствует более древний цикл:
Внимание -> Восприятие -> Воображение -> Интуиция.
Как во внимании, так и в осознании происходят процессы сосредоточения - рассеяния нервно-психической энергии, основанные на физиологических процессах концентрации - иррадиации возбуждения и торможения.
Если не перерезать мозолистое тело, связывающие оба полушария, или не травмировать голову кирпичом, сосулькой, лопатой и другими предметами, то эти циклы работают согласованно и гармонично. Сознание восприимчиво к окружающему миру, восприятие сознательно (Хотя может быть и не совсем сознательным, и даже совсем несознательным). Воображение оперирует образами и представлениями и свою продукцию сообщает мышлению, а мышление, задействуя продукты воображения, становится понятийно-образным, метафорическим, литературно-художественным, использующим различные литературные тропы.
Так или иначе, а состояние бодрствования (определённый рисунок возбуждения-торможения в нейронных сетях мозга) необходимо и для сознания, и для восприятия. Здесь ещё нужно учитывать, что при согласованной работе обоих полушарий в той или иной ситуации может потребоваться бОльшая нагрузка на одно из них. Тогда сознание будет менее восприимчивым к окружающей среде (перевес левополушарной активности), или восприятие - менее сознательным (перевес правополушарной активности).
Ну вот … Хотелось как покороче, а получилось как всегда. :)