Философия принадлежит особому способу творческого мышления, открывающего и переводящего немыслимое в предельно мыслимое. Философию интересует все, что кажется самопонятным и само собой разумеющимся. В повседневной жизни столкнуться с вопросом, как все существует и почему именно так обстоят дела, а не иначе, считается нетривиальной проблемой. У повседневного мышления на все есть готовые ответы. Мы это называем мировоззрением, которое состоит из надежных убеждений на все случаи жизни. Для более или менее успешного занятия делами в большинстве таких случаев достаточно здравого смысла или житейской мудрости.
Однако за видимой реальностью жизни остается то, что продолжает волновать беспокойные умы, что не поддается привычным объяснениям. Ее истоком оказывается удивление и даже из-умление (буквально выпадение из житейского ума). Философия занимается тем, что недоступно никакому другому виду знания — ни эмпирическому, ни теоретическому. Ее взгляд направлен на все существующее, на всеобщие и предельные основания, выражаемые в наиболее общих категориях, в которых можно увидеть мир в целом. Эти основания при этом от эпохи к эпохе, от поколения к поколению продолжают критически пересматриваться. В этом смысле философия является первой критикой и своих собственных позиций. Задача философии – вопрошание и выговаривание бытия, в которых сам философ попадает под вопрос и участвует в ответе. Философия – это личное событие философствующего, в котором человек свободно определяет и понимает себя из эпицентра своего бытия. Для того, чтобы быть, необходимо себя понимать. В этом залог человеческой свободы (воли, выбора или чего-то еще).
Человек есть самосозидающее существо, стоящее на расстоянии в отношении к своему бытию. То, что он видит в себе, не является бытием, а когда пытается определить свое бытие, не может его поймать (за хвост). Человек понимает, что существует, но не понимает, что это значит. Прежде чем-то быть (сознающим, желающим, познающим, действующим), он уже всегда изначально есть, хотя доказать этого он не может. В поисках бытия человек приходит к истине. Что такое истина? Истина открывается в ситуации понимания, в которой человеку является смысл целого через продумывание вопросов. Так появляются вопросы: Что и как существует (онтология)? Как мы это можем знать (эпистемология)? Как жить вместе и понимать друг друга (этика)? Наконец, что такое человек (антропология)? И множество других, вытекающих отсюда. Начавшись в Древней Греции, философия пытается постичь космос и человека в нем, найти гармонию между ними.
Философия — «перевернутый мир» (Гегель), она пытается начать сначала, зайти с прояснения того, что уже есть, и найти непонятное в понятом. Философ осознает противоречия там, где повседневный опыт их не видит. Философия имеет дело с особым языком, точнее, переигрывает привычные значения слов в необычное употребление и создает свой язык. Например, известно, что «эйдос» (eidos) Платона первоначально означал внешний вид человека или вещи, а «сущность» (ousia) до Аристотеля употребляли для обозначения домашнего имущества. Философия обнаруживает себя в мире готовых форм (миф, религия, наука), которые она стремится преодолеть, чтобы отыскать пространство для суверенного существования. В конечном счете, философия всегда возвращается к себе самой через обращение к своей традиции. Поэтому философия - это не только дело философствования, но и история философии, из которой она черпает свои сюжеты.
Философию часто сравнивают с мировоззрением или придают ей такую функцию. Тем не менее это разные, но взаимосвязанные области. Философия вопрошает и сталкивается с проблемами, мировоззрение использует готовые решения на основе общих представлений. Другое дело, что не всякие представления образуют целостную систему взглядов и убеждений. Философия всегда опережает мировоззрение, подобно мыслителю, опережающему свое учение, которое создают популяризаторы его идей.
Философия отличается также от науки. Отличие состоит не только в предмете или методе, но и в способе отношения к действительности. Философия занимается исключительно мышлением, наука описывает факты и формулирует законы, основанные на опыте (уже не житейском, а лабораторном). Раскроем это более детально.
Во-первых, их отличие не в том, что философия игнорирует эмпирические явления или не обладает строгими критериями доказательств, а в том, что философия занимается проблемами такой целостности, на которые не способны науки ни по отдельности, ни в междисциплинарном охвате. Хотя науки питают философское мышление материалом для исследования, а философия транслирует новые идеи в науку.
Во-вторых, философия стремится раскрыть предпосылки и условия не только научного знания, но и своего собственного мышления. Философия выходит на метауровень своего самопознания, это мышление мышления. Наука же по преимуществу старается не ставить под сомнения свои допущения и посылки, так как для нормальной научной работы это будет непродуктивным занятием.
В-третьих, в отличие от науки философия всегда ценностно ориентирована. Более того, в каждой философской системе присутствует этика мыслителя, который определяет не только его мышление, но и образ его жизни. Здесь мы открываем другую сторону философии, не только теоретическую, но и практическую. Философ может считаться не только экспертом, но и мудрецом (последнее крайне редко).
И наконец, философия задает экзистенциальные стратегии человека в мире, чем наука в принципе заниматься не может, хотя, безусловно, определяет адаптационные стратегии цивилизации. Наука позволяет изменять среду обитания и расширять человеческие возможности в мире. Философия пытается понять, зачем нам это нужно.
Тем не менее философия время от времени стремилась стать «строгой наукой», перенести на себя критерии научности и, в конце концов, возглавить научный пантеон. Известно, чем заканчивались эти попытки. Изначально включая в себя зачатки науки (натурфилософия), философия после дисциплинарных «чисток» теряла свои позиции и попадала в подчиненное положение к самой науке в виде теории и методологии научного знания. Вряд ли философия бывает научной, но она может быть философией науки в качестве особой исследовательской области. Так или иначе, философия стремится быть на высоте своей эпохи, вбирая знания своего времени и опережая тенденции будущего. В противном случае конкурирующая с ней наука может сбросить философию с «корабля истории».