К. Э. Циолковский как философ принадлежал широкому течению русского космизма, основные положения которого такие:
- Человеческая деятельность должна менять не только повседневность, но и структуру мира, и тем самым, само устройство вещей.
- Научные открытия — это не только знакомство со строением природы, но и инструкции по ее преобразованию, по внесению изменений в ее строение, прежде всего, по замене смерти на бессмертие.
- Отношение между Богом и природой является единственной устойчивой корреляцией; и поэтому, преобразуя природу, а не разрушая ее своим бездействием или пошлостью, человек выполняет волю Бога.
Но если основатель русского космизма Н. Ф. Федоров был христианином, то К. Э. Циолковский был скорее пантеистом и панпсихистом: для него весь космос одушевленный и чувствительный, и поэтому преобразование космоса, в том числе путем межпланетных полетов, развивает чувствительность человечества и способность лучше понимать, познавать и в конце концов обретать бессмертие, соединяясь со всем космосом. Можно отнести философию К. Э. Циолковского к философии направленной эволюции, отождествляющей знание с эволюционным прогрессом, а всевластие интеллекта — со всеобщим бессмертием как вершиной эволюции. В его работах есть и явно устаревшие мотивы: евгеника, колониализм, утопизм, — но есть и много замечательного, пересекающегося с современными поисками в области искусственного интеллекта.