И отдельный ответ хочется посвятить тому, как история преподается на Западе (так же на основе книги Марка Ферро). Хотя тут следует указать, что в этом вопросе автор не очень последователен, у него практически отсутствует разбивка по главам, посвященным различным странам Европы, много информации идет вперемешку. Отдельно он выделил Польшу, СССР, Армению (советские и эмигрантские учебники), США, и Мексику с Австралией (но про них очень мало). Зато у него представлен отдельный раздел, посвященный преподаванию истории Второй мировой войны. Поэтому тут постараюсь вычленить что-то наиболее интересное.
- Испания. Большую роль играет освещение вопросов религии. История страны представлена как история борьбы за освобождение, тогда как колониализму внимания уделяется существенно меньше.
- Франция. Тут подчеркивается с одной стороны значительный интерес к прошлому страны, а с другой - страх перед аналитической историей. Едва ли не каждая историческая тема вызывает столкновение противоположных мнений. При этом наметилась тенденция к "облегчению" школьного курса истории, из него выбрасывается огромное количество событий и дат. Сейчас во Франции нет единого подхода к преподаванию истории, часто используется методы локальной истории - например, через историю своего квартала попытаться изучить историю определенной эпохи. Еще одна черта преподавания истории во Франции - англофобия.
- США. Здесь тоже нет единого подхода к преподаванию истории, в разных штатах могут существенно различаться и методики, и содержание. В целом наметился серьезный отход от преподавания "белой" истории. Историческое образование испытывает серьезное давление со стороны различных заинтересованных групп, из-за чего содержание и методики регулярно пересматриваются. Отдельные блоки могут быть посвящены истории меньшинств (афроамериканцев, латиноамериканцев, ирландцев и так далее). Значительную роль в преподавании истории играет социология. Есть учебник "Соединенные Штаты: вопросы о прошлом" (что-то вроде наших трудных вопросов истории России, только там вопросов куда больше), но используется он редко.
И вот отдельно про историю Второй мировой.
- Военные преступления. В США почти полностью отсутствует информация о бомбардировке Хиросимы (но называется число жертв - 80 тысяч, а сразу за этим пишется о том, что нацисты убили 6 миллионов евреев). В Германии рядом стоят иллюстрации жертв в Хиросиме, узников концлагерей и Кельна, разбомбленного союзной авиацией. Более того, в немецком учебнике ставится вопрос о том, почему бомбардировкой Хиросимы и Дрездена не занялась особая комиссия ООН. Также жертвы войны разделены на 4 категории: 1) солдаты, 2) гражданские лица, погибшие при бомбардировках, 3) жертвы массовых уничтожений, подпольщики и партизаны, 4) перемещенные лица. По второй категории главными пострадавшими считаются Германия и Япония, по четвертой - Германия. Вообще о нацистском терроре в немецких учебниках почти ничего нет, а если о чем и упоминается, то пишется, что это проводилось скрытно от основной массы населения. Во французских учебниках нет информации о преступлениях режима Петена.
- Причины войны. Здесь основной упор делается на виновности Гитлера. В германских учебниках указывается, что во многом политика "умиротворения" со стороны Англии и Франция была вызвана нежелание признавать несправедливость Версальского договора. В испанских учебниках излагается концепция "четырех поворотов": 1) Поворот Франции к сближению с СССР, 2) Конфликт Англии и Италии из-за Эфиопии, 3) Сближение Италии и Германии, 4) Сближение Германии и СССР.
- Способы ведения войны. В западных учебниках не признается решающий вклад СССР в победу над Германией. Англичане признают, что недостаточно помогали союзникам в 1940 году, и не превозносят свою роль в войне (в отличие от всех других стран). Также в английских учебниках отсутствует информация о движении Сопротивления в странах Европы и о терроре Германии на территории СССР.
Ну и в самом конце уже моя точка зрения по поводу того, как преподается история у нас. Если одним словом, то: "Плохо". Если более подробно, то:
- Преподается крайне мифологизированная версия истории.
- Преподавание истории перегружено датами, именами, событиями, в которых теряется логика исторического процесса.
- История преподается крайне западоцентрично.
- Вся история России сводится к истории расширения столицы (Киева, Москвы, Санкт-Петербурга).
- Периоды истории выделяются по правителям.