Этой теме посвящена хорошая книга Марка Ферро (представителя третьего поколения школы Анналов), под названием "Как рассказывают историю детям разных стран мира". Хотя первое издание вышло еще в 1981 году, в 2004 году она была переиздана с дополнениями, учитывавшими изменения за прошедшие двадцать лет. Поделюсь некоторыми выводами по разным странам мира, представленным в этой книге.
- ЮАР. Как указывает Ферро, эта страна остается последним представителем стран Запада, в которой до сих пор магистральной линией остается преподавание "белой" истории, с очень серьезной религиозно-мессианской окраской. Важное место в преподавании занимает продвижение идеи о мирном характере колонизации бурами территории страны, конфликты с местным населением полностью игнорируются.
- Страны "Черной Африки". Здесь история очень мифологизирована, всячески продвигаются попытки связать нынешнюю государственность с теми формами, что существовали до эпохи колониализма. Причем все эти формы подаются как прекрасные и могущественные государства, которые были куда прогрессивнее и гуманнее тех, что существовали в то же время в Европе. Большое место уделяется злодеяниям европейцев в отношении африканцев (при этом почти полностью игнорируются негативные явления, сопровождавшие исламизацию).
- Тринидат и Тобаго. Старательно игнорируется существующий расовый конфликт между выходцами из Африки и выходцами из Индии. Всемирная история изучается так, что цивилизации Индии и Китая представляются в куда лучшем свете, чем существовавшие на территории Европы. При этом рабство подается очень специфично - практически не освещается вопрос работорговли в Новое время, зато говорится об античном рабстве.
- Индия. Здесь продвигаются две основные тем: во-первых, Индия всегда в первую очередь учила других, нежели училась у них; во-вторых, все завоеватели ассимилировались в ней из-за превосходства культуры Индии над их. Прошлое преподносится в значительной степени мифологично, в нем нет негативных моментов. Главный негатив связан с английской колонизацией, причем подчеркивается постоянное сопротивление ей со стороны всего населения Индии. Единственный плюс в ней - ослабление мусульманского господства и возвращение к индуистским корням.
- Арабские страны. Здесь идет наложение истории ислама и истории арабов. Арабские завоевания этих стран рассматривается как освобождение от Византии. Религиозное образование продолжает играть важную роль при изучении истории. Все беды арабов связаны с европейским империализмом, начало которого выводится из крестовых походов. Важную роль в преподавании истории играет освещение борьбы за национальную независимость, а период колониальной зависимости практически не освещается.
- Иран. Здесь большое внимание уделяется доисламскому периоду. Важная роль отводится зороастризму - первой великой религии. Полностью игнорируются греко-персидские войны. Арабское завоевание рассматривается негативно, однако большое внимание уделяется фигуре Али - "настоящего иранского крестьянина". Подробно описывается борьба против арабского владычества, а вот последующие завоеватели описываются скорее в позитивном ключе, поскольку привели к возрождению иранского величия. Шиитский период истории уже описывается как истинно-иранский.
- Турция. Основная идея - прославление кочевых цивилизаций, начиная с гуннов, которые описываются как великая империя, равная Римской. При этом ярков выражено презрительное отношение к арабам. Большое внимание уделяется древнейшей истории Анатолии. Ну и понятно, что много места посвящено Османской империи. Вообще преподавание истории построено на принципах пантюркизма, в том числе через использование карт с расселением тюркских народов.
- Китай. Четыре главных принципа при преподавании истории: патриотизм, интернационализм, социалистическая мораль, уважение к труду. Есть серьезные различия между преподаванием истории в материковом Китае (основной упор при изучении прошлых эпох - на крестьянских восстаниях, которые демонстрируют то, что Китай уже с древности шел к социализму) и на Тайване (больше внимания уделяется истории китайских династий). Собственно преподавание истории в материковом Китае идет исключительно с марксистских позиций, из-за чего приходится загонять в жесткую схему факты, которые в нее плохо укладываются.
- Япония. Цель преподавания истории - ковать патриотизм, демонстрируя единство императора с народом. Интересная цитата: "Детям нужно внушать мысль о непрерывности японской истории, показывать славные свершения императоров, деяния верноподданных, чтобы они знали, какие этапы развития прошла страна, чтобы они понимали, какое это преимущество - быть японцем". Само преподавание истории очень мифологично, основной упор делается на положительных персонажах. При этом мало внимания уделяется тем сферам жизни, которые не связаны с укреплением императорской власти (экономика, культура и так далее). Хотя в современной Японии ситуация несколько изменилась, сейчас идет борьба между "традиционалистами" и "новаторами" в преподавании истории, последние выступают за сближение с европейскими подходами.
Продолжение следует...