Разгром арабов под Пуатье в 732 году никак не мог повлиять на судьбу христианской цивилизации в целом -- сердце этой цивилизации билось не в государстве франков, а в Константинополе, столице Ромейской империи. Константинополь же к первой четверти VIII века не только отбил все атаки арабов на город, но и отбросил захватчиков от своих стен к горам Киликийского Тавра и верховьям Евфрата.
Почему именно Константинополь имел для христиан решающее значение? Потому что церковь была в первой половине VIII века единой. Рим и прилегающие к нему земли принадлежали Ромейской империи, а влияние Константинопольского патриархата распространялось далеко на запад: все итальянские епископы, в том числе и римский, даже спустя сотни лет после рассматриваемых событий выписывали храмовую утварь, торжественные облачения и даже бронзовые двери для своих церквей из Константинополя.
Раздел церкви начнётся позднее, с того момента, когда Пипин Короткий в 756 году "подарит" папе не принадлежавший ему Рим, а папа получит то, чего не имел права брать. "Будучи подданным византийского императора и утверждённым им в качестве римского епископа, папа, отправившись к франкскому королю под предлогом защиты императорских интересов, совершал прямую измену по отношению к своему государю и вступал на тот же грабительский путь, по которому шёл Пипин" -- писал С.Г. Лозинский в своём фундаментальном труде "История папства".
Повлияла ли победа под Пуатье на церковь Франкской державы? Конечно, повлияла. И не в лучшую для церкви сторону. Карл Мартелл, затеяв реорганизацию франкского войска после 732 года, конфисковал у духовенства многие его земли и раздал их своим дружинникам. В истории Западной Европы это была первая крупная секуляризация, т.е. передача в светские руки церковного имущества. Карл Мартелл свергал всех неугодных ему епископов и назначал на их место людей, не имевших никакого отношения к церковному клиру, зачастую даже не умевших читать. При нём епископы превратились в таких же дружинников, как и все прочие военные слуги короля, обязанные по его требованию являться ко двору со своей военной свитой. Не случайно франкскими церковниками впоследствии распространялся мстительный миф о том, будто святые люди видели Карла Мартелла в аду, а разрыв его могилу, обнаружили вместо человеческого тела змею.
Ухудшилось бы положение христианской церкви Франции, если бы Карл Мартелл потерпел поражение от арабов? Не факт. Арабские завоеватели оставляли в недавно покорённых странах местные порядки. В халифате до IX века сохранялась широкая веротерпимость к представителям авраамических религий -- "людям писания", получившим "откровение" от пророков Моисея и Иисуса. Церковь могла сохранить и свои земельные владения. Для этого требовалось всего лишь признать власть халифа. Положение христианской церкви могло ухудшиться лишь в IX веке, когда в халифате появился новый вид феодального владения -- вакф -- земли, пожалованные мечетям, медресе, отдельным духовным лицам. Только тогда бы положение христианской церкви стало стремительно ухудшаться, поскольку у неё появился бы привилегированный конкурент, и тогда началась бы французская Реконкиста. Но история не терпит сослагательных наклонений.