За период правления И.В.Сталина число школ (без школ рабочей, сельской молодежи и взрослых) выросло с 118,6 тыс. (1927/28 г) до 201,6 тыс. (1950/51 г), то есть в 1,7 раза.
Численность учащихся за этот же период выросла с 11,5 млн. чел. до 33,3 млн. чел. то есть в 2,9 раза.
Выпуск специалистов из высших учебных заведений в первой пятилетке (1929-1932 гг) в среднем в год составлял 42,5 тыс. чел., а за четыре года пятой пятилетки (1951-1954 гг) -- 218,9 тыс. чел. Более чем 5-кратный рост.
Получение образования -- это важнейший этап становления личности и самый быстроходный социальный лифт.
Где можно было применить полученные знания? Да везде, хотя бы в бурно развиващейся советской промышленности.
Можно привести для примера любую отрасль. Возьмём производство шариковых и роликовых подшипников: в 1950г. их выпуск составил 93,3 млн.шт., в 1953-м уже 162,5 млн.шт. Рост в 1,74 раза за столь короткий промежуток означает увеличение и станочного парка, и персонала (от рабочих до начальников цехов).
В производстве металлорежущих станков -- та же тенденция: в 1950г. их выпуск составил 70,6 тыс. шт., в 1954-м --102,4 тыс. шт.
В металлургии тот же бурный рост: в 1950 г. производство проката выразилось показателем 20,9 млн. тонн, в 1954 -- 32,1 млн. тонн.
Выработка электроэнергии: в в 1950 г. произведено 90,9 млрд. квт-час., в 1954-м -- 149,4 млрд. млрд. квт-час.
Советская промышленность давала прекрасные возможности воспользоваться соц. лифтом.
На селе рост показателей был скромнее, но был именно рост. В 1950 г. вся посевная площадь составила 121 млн. га, в 1954-м -- 138,9 млн. га. В этом же периоде численность поголовья КРС выросла с 28,1 млн. голов до 31,9 млн. голов. Это тоже новые рабочие места и места командиров производства.