На вопрос навела деталь биографии Элеоноры Австрийской, жены Франциска I. Дескать, несчастливая в семейной жизни, отдушину она находила в интимной жизни с придворными дамами.
И вспомнилось мне, что вообще-то в биографиях знатных дам достаточно часто встречаются намеки или хотя бы подозрения на интимную связь с представительницами своего пола. Зачастую эти знатные дамы к тому же состоят в браке.
И, напротив, не вспомнилось ни одного яркого случая, когда бы гомосексуальные отношения или измена повлияли на положение дамы каким-то прямо совсем радикальным образом, со всеобщим осуждением, и т.п. (что, разумеется, может быть следствием моего ограниченного знания истории).
А посему:
Осуждались ли явным образом в высшем свете женские однополые связи?
А супружеские измены?
Если измена супруги происходила с лицом одного с супругой пола - было ли это отягчающим, или, напротив, смягчающим обстоятельством, или "с кем" - никакого значения не имело?
Понятно, что у нас есть Католическая Церковь, которая наверняка не одобряла и измены, и однополые связи, но, как я понимаю, неодобрение Церкви далеко не всегда воплощалось в какие-то реальные санкции, в том числе и в делах интимных.
Спасибо!
Вопрос интересный, но, судя по всему, до сих пор не стал объектом внимания исследователей. В третьем томе "Истории женщин на Западе", который как раз посвящен эпохе Возрождения и Просвещения, об этом аспекте отдельно не упоминается. Говорится об общей тенденции на "сворачивание" сексуальности, формирование элементов пуританского мировоззрения, в рамках которого секс возможен исключительно для рождения детей, а получение удовольствия не одобрялось ни в каком виде. Также говорится о двойных стандартах, когда мужчины, хоть это и не одобрялось, могли иметь связи на стороне, тогда как для женщины это находилось под куда более жестким запретом.
И.С. Кон в своей работе "Любовь небесного цвета" довольно много писал о мужском гомосексуализме, который с одной стороны категорически осуждался церковью, но при этом широко процветал в среде "творческой интеллигенции" и высшей знати, но о женском у него не говорится ничего.
Так что вопрос этот в полной мере специалистами пока не раскрыт, но исходя из общей тенденции, можно сказать, что и женский гомосексуализм тоже осуждался, но при этом существовал в высшем обществе.