На вопрос навела деталь биографии Элеоноры Австрийской, жены Франциска I. Дескать, несчастливая в семейной жизни, отдушину она находила в интимной жизни с придворными дамами.
И вспомнилось мне, что вообще-то в биографиях знатных дам достаточно часто встречаются намеки или хотя бы подозрения на интимную связь с представительницами своего пола. Зачастую эти знатные дамы к тому же состоят в браке.
И, напротив, не вспомнилось ни одного яркого случая, когда бы гомосексуальные отношения или измена повлияли на положение дамы каким-то прямо совсем радикальным образом, со всеобщим осуждением, и т.п. (что, разумеется, может быть следствием моего ограниченного знания истории).
А посему:
Осуждались ли явным образом в высшем свете женские однополые связи?
А супружеские измены?
Если измена супруги происходила с лицом одного с супругой пола - было ли это отягчающим, или, напротив, смягчающим обстоятельством, или "с кем" - никакого значения не имело?
Понятно, что у нас есть Католическая Церковь, которая наверняка не одобряла и измены, и однополые связи, но, как я понимаю, неодобрение Церкви далеко не всегда воплощалось в какие-то реальные санкции, в том числе и в делах интимных.
Спасибо!
Женское гомосексуальное поведение, безусловно, также осуждалось — хотя бы уже по чисто религиозным соображениям. Но как сегодня в социумах с высоким уровнем гомофобии всё-таки значительно более лояльно смотрят на лесбиянок, нежели на геев — так, если очень обобщать, обстояло дело и в Ренессансе.
Разумеется, явление это очень даже существовало и иногда по этому поводу могли начаться какие-то разбирательства. Всплывал вопрос лесбийских отношений и в некоторых ведовских процессах — причём по ссылке как раз характерный кейс: дам подозревали в запретной связи давно, однако пока не дошло дело до серьёзных обвинений по части колдовства, это становилось разве только темой для сплетен.
По большей же части на лесбийские связи закрывали глаза. Жизнь гомосексуальных мужчин в этом плане была гораздо сложнее, особенно если дело не в весьма свободных нравами итальянских государствах, а где-нибудь в Испании или Англии.
Аналогично и с вопросом измен. Что сегодня многие считают, мол — это "не по-настоящему", что тогда к заигрыванием какой-нибудь дамы со служанкой относились гораздо спокойнее, чем к поводам подозревать появление любовника. Причём в Ренессансе, задолго до появления эффективной контрацепции, такой дуализм даже имел практический смысл — ну, кому охота растить чужих детей.