Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Была ли у Российской империи колониальная политика? Чем она была похожа на колониальную политику других европейских стран и чем отличалась?

Это последний вопрос нашего совместного конкурса с историческим журналом Proshloe. Чтобы участвовать, ответьте на вопрос и прикрепите ссылку на свой ответ в комментарии к посту, который появится в сообществе Proshloe Вконтакте. Участвовать в конкурсе могут эксперты Кью в теме "История" - если вы еще не эксперт, но хотите им стать, напишите одному из кураторов сообщества.

ИсторияРоссийская империя+1
Маша Фесенко
  ·   · 37,9 K
Я филолог-германист, специалист в области...  · 8 июн 2021

В Российской колониальной политике есть три основных момента, которые отличают ее от европейской.

Первый и наиболее заметный: не надо было плыть за моря. Россия расползалась на восток и на юг. Пешком, шаг за шагом. Русская колонизация мало чем отличалась от расширением государства. Русские колонии не были оторваны от метрополии.

Второй заключается в том, что Русь в те времена, которые назвали монголо-татарским игом, была фактически в составе империи Чингиз Хана, русские князья были вассалами чингизидов. Наследники же Чингиз Хана, дойдя до Венгрии и Польши, потеряли интерес к Западу. Они прочно осели в Китае, Средней Азии и в Индии. Холодная Сибирь их мало интересовала, хотя все сибирские народы платили ясак монгольским ханам, часто не напрямую, а опосредованно. По мере того, как монгольская империя распадалась и слабла, Русь объединялась и крепла. В этот период появились и русско-монгольские династические связи. Таким образом, к 16 веку русский царь вполне мог считать себя наследником земель развалившейся империи. Русские просто заполнили вакуум власти, который образовался в Сибири.

И третий момент. В своем движении на восток русские не встречали конкуренции со стороны других держав. И только выйдя за океан, столкнулись с противодействием, которое не сумели преодолеть. Но вовремя сообразили втюхать Русскую Америку Соединенным Штатам. В Средней Азии сумели договориться с Британцами. А вот выход к Средиземному морю не сумели обеспечить, слишком сильным было противодействие.

В остальном колониальная политика мало чем отличалась от европейской. Сопротивление подавлялось, элиты подкупались, брали заложников, к инородцам относились как к людям второго сорта. Строились остроги - форты или крепости. Читайте Пушкина "капитанская дочка". Иногда инородцы, взяв острог, вырезали всех казаков и стрельцов. В ответ делали то же самое. Особенно свирепствовали вольные ватаги землепроходцев. Если в США был "дикий запад", в России был "дикий восток". А до этого было "дикое поле" в Причерноморье.

Вот, кстати, про отсутствие конкуренции на востоке - очень важное замечание. Спасибо за ваш ответ.

Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу...  · 20 мая 2021  · a-l-e-j-o.livejournal.com
Разумеется, таковая была. Если даже отбросить территории Средней Азии и Сибири, у России наличествовали Аляска и пункты в Калифорнии, которые ничем другим, как колониями, и назвать нельзя. Русичи даже поучаствовали в локальных... Читать далее
1 эксперт согласен
Блогер, студент. Основные темы - всемирная...  · 26 мая 2021  ·
id
У Российской империй существовали в некотором смысле колонии, но они имели иной характер. В основном это были северные земли, то есть Сибирь и Дальний Восток, где проживали группы изолированных или просто кочевых народов. По... Читать далее
1 эксперт согласен
Яков Гусев
подтверждает
8 июн 2021

Отличие заключалось только в том, что европейским колонизаторам приходилось плыть за моря, русские шли пешком.

Преподаватель истории и обществознания. Интересы:...  · 20 мая 2021
Судя по многим ответам, вопрос имеет не только историческую, но и политическую сторону. После распада СССР многие страны-участники СНГ начали трактовать свою историю как борьбу против колониальных захватчиков. Подобные... Читать далее
Пишу о кино, немного о книгах и еще меньше о трудовых буднях преподавателя. Перейти на t.me/simpred
"При этом лично я не могу назвать Сибирь колонией: еще во времена РИ тут открывались университеты" (с) Тогда не... Читать дальше
Журналист, историк по образованию. Интересуюсь...  · 8 июн 2021
Современные историки выделяют два основных типа колониальной политики - частный ("поселенческий") и государственный. К примеру, первый тип колониальной политики был свойственен для Британии. Так, руками британских частных предпр... Читать далее
пенсионер, по образованию инженер-физик.  · 30 мая 2021

Россия никогда не проводила колониальную политику. Все территории, за счёт которых разрасталась Российская империя, российские правители стремились превратить в часть империи, пусть даже со своими обычаями, а не содержать в виде колоний.

Инженер-электронщик.  · 20 мая 2021
Ключевое отличие российских колоний от колоний других европейских стран - что они были "под боком". Колонии Испании, Голландии, Англии, Франции, Бельгии, Португалии (я никого не забыл? А, да, Италия...) были "заморскими территор... Читать далее

Про Лорис-Меликова автор не слышал. Про Багратиона не читал. Про Дундуковых ничего не знает

Кандидат наук, геополитик, практическая...  · 24 июл 2021
У РИ не было колониальной политики, а была политика экспансии на Восток и Юго-Восток. Разночтения в т.н. исторических исследованиях связаны в основном с безмолвием исторической науки об ареале проживания славянских... Читать далее
мой профиль - длинный нос, на конце утолщённый...  · 10 окт 2021
про - были колонии , али их не было, но были, а вот тут то мы отличались от всех колонизаторов , всего мира.если весь мир кормился колониями. то мы...кормили и содержали колонии. и так до сих пор.даже при ссср распределение... Читать далее
Культуролог, публицист. Интересуюсь историей...  · 19 сент 2021
Вот здесь с комментарием Лехи Мудрого я согласен на все 100%. Даже добавить нечего. Я сам хорошо владею этой темой и потому могу дать объективную оценку рассуждениям Лехи Мудрого: они однозначно заслуживают оценки 5. Респект тебе, Леха!