История превращается в инструмент политики (https://www.proekt.media/opinion/yudin-otnoshenie-k-istorii-rossii/?1617612380&fbclid=IwAR0p8nECLwsdn8C5nVIdJV79z1B-FmbRZR5clCV67clJOGIoDhD8d8Ufl2Y), романы о семейной памяти попадают в лонглисты престижных премий (https://thebookerprizes.com/books/memory-memory-by-maria-stepanova), сериалы о личной истории людей на фоне истории репрессий вызывают бурные дискуссии (https://www.colta.ru/articles/art/24311-spory-o-zuleyhe-i-sovetskiy-imperializm). Связаны ли между собой эти разнообразные проявления интереса к истории в публичном пространстве?
На то есть ряд причин.
Во-первых, в конце XX века произошёл кризис «классических» идеологий модерна (социализм, либерализм, национализм), прежде помогавших создавать и поддерживать «образы будущего». В наши дни доверия к теоретическим построениям интеллектуалов что левого, что правого толка существенно меньше. Однако, обществу по-прежнему необходимо выражать свою коллективную идентичность, отвечать на вопросы «кто мы?», «что нас объединяет?», «куда мы идём?» и «что нам дорого?».
Узнаваемые образы прошлого помогают артикулировать этот запрос, поэтому история естественным образом превращается в «политический язык». Когда в фейсбуке рассуждают о Сталине или Ельцине, речь, как правило, идёт не об этих исторических деятелях, а о настоящем и будущем России, перспективных или, напротив, нежелательных путях её развития. Самое важное здесь, пожалуй, именно в том, что какого-либо иного языка, позволяющего обсудить те же самые вопросы, не прибегая при этом к историческим параллелям, на сегодняшний день не выработано.
Во-вторых, сказывается коммерциализация истории. Молодые выпускники истфаков по всему миру массово уходят в медиа и культурные индустрии, чтобы пересказывать исторические сюжеты простым языком, превращая их в развлекательный контент. Сформировалась целая индустрия «public history» – исторические YouTube-блоги, телепередачи, популярные журналы, ориентированные, в первую очередь, на извлечение прибыли. Это не хорошо и не плохо, но существенно сказывается на восприятии истории в обществе.
Странные люди. Об истории всегда много говорили в публичном поле, о чем же еще? Другой вопрос - как говорят и о чем конкретно. И тут у каждого поколения свои Несторы - летописцы, оракулы и люциферы. И каждый понимает, чью сторону он берет.