История превращается в инструмент политики (https://www.proekt.media/opinion/yudin-otnoshenie-k-istorii-rossii/?1617612380&fbclid=IwAR0p8nECLwsdn8C5nVIdJV79z1B-FmbRZR5clCV67clJOGIoDhD8d8Ufl2Y), романы о семейной памяти попадают в лонглисты престижных премий (https://thebookerprizes.com/books/memory-memory-by-maria-stepanova), сериалы о личной истории людей на фоне истории репрессий вызывают бурные дискуссии (https://www.colta.ru/articles/art/24311-spory-o-zuleyhe-i-sovetskiy-imperializm). Связаны ли между собой эти разнообразные проявления интереса к истории в публичном пространстве?
Я бы поделил Ваш вопрос на два:
1) почему в последние десятилетия мы наблюдаем настоящий бум в интересе к истории
2) почему историю начинают использовать различные политики
1) В последние 30-40 лет (+-) радикально меняются наши представления о будущем - теперь мы не можем себе четко представить что будет с нами через десять-двадцать лет, тк мы не знаем что нас ждет. На постсоветском пространстве это особенно чувствуется после 1991 года: исчезла советская версия будущего (устремлены к коммунизму и вот это все), а на ее месте ничего не появилось. Таким образом утрачивается наша связь с будущем.
В противовес этому по всему миру растет невиданный интерес к прошлому во всех его формах. Причем не только к политической истории (школьная история с великими правителями, войнами и тд) - происходит массовое обращение к семейной, локальной и региональной историям, растет интерес к генеалогии. В Германии, к примеру, в некоторых городах люди собираются в группы и ходят в архив под руководством историка (публичного историка) и изучают там историю своей улицы.
Еще это связано с травматическими событиями на протяжении всего XX века - геноциды (в первую очередь Холокост), мировые войны, тоталитарные режимы и массовые репрессии. Все это приводит к огромному количеству смертей, о которых нам предлагают помнить, чтобы не подобных вещей никогда не повторялось. Пережившие эти травматические события порождают семейную память (о той же ВОВ), которая тоже усиливает нашу связь с прошлым
2) Политические силы практически всегда используют и использовали прошлое для конструирования тех или иных национальных и/или патриотических нарративов. Политика памяти (или историческая политика) атрибуция практически каждого государство или политического течения, тк таким образом они вырабатывают отношение к прошлому. Особенно политическое использование прошлого стало заметно в XVIII-XIX веках в эпохи конструирования наций, когда государства создавали историю тех или иных народов. Об этом можно почитать Бенедикта Андерсона ("Вооброжаемые сообщества") или Эрика Хобсбаума ("Изобретение традиций").
В современной России особенно после 2014 года историческая политика занимает все больше и больше места, вытесняя все остальное. Победа в ВОВ - учредительный миф нашего государства, а мы "россияне" - те, чьи предки победили в войне, поэтому сейчас этой войной принято мерить все. Причем других памятных событий практически не существует - где-то призрачно витает нарратив о "тысячелетней истории", но чего-то конкретного больше не получается сконструировать)
Странные люди. Об истории всегда много говорили в публичном поле, о чем же еще? Другой вопрос - как говорят и о чем конкретно. И тут у каждого поколения свои Несторы - летописцы, оракулы и люциферы. И каждый понимает, чью сторону он берет.