К ответу господина Панченко, раскрывшего теологическую сторону, я добавлю пару слову о мирском. Реформация развивалась в разных странах по-разному из-за того, что в разных странах (что вполне ожидаемо) были очень разные для неё условия.
Во-первых — в том, что касалось общественного запроса на протестантизм.
Скажем, он был огромным среди чехов — где Гуситские войны (в которых религиозная составляющая была велика) случились задолго до всяких 95 тезисов и Аугсбургских исповедений. С другой стороны, в Англии такого запроса "снизу" практически не было — всё случилось по личной воле короля, продиктованной личными же причинами (развод). Как результат — не только Пороховой заговор, но и масса других заговоров недовольных католиков, репрессии, ответные репрессии при Марии I Католичке... ничего хорошего.
А ещё были Испания и Португалия, где из-за истового католичества абсолютного большинства населения протестантизму буквально голову поднять не дали. И это уже явление даже не политическое, а сугубо культурное — такая опора на католицизм как источник единства ещё во время Реконкисты сложилась.
Во-вторых, если в обществе на эту тему существовал раскол — остро вставал вопрос "какой ценой". Ну, тут характерен пример Франции — когда Генрих Наваррский начинал как предводитель протестантов в Гугенотских войнах, но в итоге решил, что "Париж стоит мессы", но стоит уравновесить это Нантским эдиктом, как бы устанавливающим свободу вероисповедания (как известно, в реальности сработает... не совсем).
Но тут конфликт нужно было хоть как-то гасить — слишком много крови пролилось. Это совсем не похоже на многие немецкие земли в XVI веке (то есть задолго до Тридцатилетней войны), где дискуссия "переходим ли мы к протестантам" могла вестись на удивление спокойно — хотя почему "на удивление", просто уж очень мал масштаб. Все друг друга знают и всегда могут о чём-то договориться.
Опять же, протестантизм по-разному ложился и на политическую ситуацию в элитах. То, как в Швеции священники по сути сделались госслужащими — совсем не ситуация юга Европы.
Ну и Генрих VIII, наконец, был далеко не единственным монархом, что на этот процесс повлияли сугубо лично. Вспомнить хоть Якова I Английского (он же Яков VI Шотландский), на которого немало надеялись католики — но что-то пошло не так...
Очень интересно, спасибо!
Спасибо!
Так как у каждой страны свое экономическое, социальное положение , свое самоуправление и свои законы, поэтому и все было разным и с разной скоростью