Камнем преткновения в любой гуманитарной дисциплине становится вопрос о том, насколько правомерно она может считаться наукой.
Давайте сразу оговорим, что следует подразумевать под наукой, а потом рассмотрим, насколько история соответствует данным критериям.
Наука включает в себя (берем по минимуму):
Технически, все у нас работает с историей: методология есть (самая разная для разных типов исследований - от историко-сравнительного до ретроспективного), понятийный и категориальный аппараты есть (при исследовании событий и явлений мы используем общепринятую в научном сообществе терминологию), с научными учреждениями тоже все хорошо - на историков учатся, историками "работают", на исторические исследования выделяются государственные и частные гранты, и многочисленные НИИ у нас также функционируют.
Другой вопрос, что историю, возможно, больше, чем другие гуманитарные науки, постоянно пытаются сделать ареной для любительско-обывательских баталий, которые претендуют на научность, но отнюдь таковыми не являются.
Как историку-специалисту (человеку, который проходил многолетнее обучение, исследовательские практики, научные семинары, защиты своих работ в среде коллег-ученых) мне никогда не придет в голову рассуждать, например, о биологии, которой я искренне интересуюсь, но в которой не могу разбираться ввиду отсутствия профессиональных знаний. Более того, своим диванным теоретизированием я обесцениваю труд людей, которые отдают себя науке, науке настоящей. И, наверно, так думает большинство здраво оценивающих себя людей.
С историей же у нас совершенно иная история. Об истории берутся рассуждать (с претензией на полноту, объективность, а часто и истину в последней инстанции) все, кому не лень. Зачем научная метода и годы ремесла, когда можно почитать пару псевдонаучных книжек и рассуждать, и делиться своим бесценным мнением направо и налево.
Конечно, история - не биология, её научные методы более уязвимы, а результаты интерпретаций всегда оставляют толику субъективизма. Важно помнить, что история - это про прошлое, прошлое, которое хотя и отзывается в нашей современной жизни, но все-таки осталось позади, и изучать это прошлое мы обязаны через первоисточники (письменные, материальные, художественные). Именно это отличает историка-ученого (хотя еще критический подход и перманентное сомнение) от историка-любителя, который в основе своей работает с интерпретациями, иногда весьма сомнительного качества.
Вопрос о том, нужна ли историческая наука, пожалуй, сравним с вопросом, а нужна ли доказательная медицина? Конечно, нужна, иначе как отделять зёрна от плевел: общепринятую периодизацию истории от Новой хронологии, трактовку значения важнейших событий от конспирологии и теорий заговора.
Это нормально - очаровываться таинственным и неизвестным, приписывать событиям и людям сверъествественные смыслы, в то же время важно не забывать, что история с астрологией имеет мало общего, а ретроградный Меркурий, если и влияет, то только на качество работы компьютера, за которым историк последние двадцать лет корпеет над своими исследованиями.
Что-то среднее между наукой и искусством, выходит.
Я подозреваю, что история это литература. Чем талантливее автор, тем увлекательней звучит. Поэтому нет ничего удивительного, что историю переписывают все кому не лень. Истина зависит от читателя.
можно ваш ответ для семинара по истории украсть?