Сначала предлагаю согласиться, что мифы (в том числе исторические) необходимы любому государству для формирования нравственных и мировоззренческих основ своего населения. В таком же качестве мифы нужны любому человеческому сообществу, объединенному общей целью. То есть "правильно" сконструированный миф помогает достижению цели. Допустим, существует факт героического поведения (подвига) какого-нибудь человека. Так вот, этот факт становится мифом именно в момент "очищения" от всего лишнего, что мешает подвигу быть нравственным ориентиром. Именно в качестве морального ориентира подвиг имеет общественное значение. И он не может им быть, если не будет мифом. Такой, вот, парадокс.
А причина проста: подавляющее число людей воспринимают реальность дихотомично: хорошо-плохо, свои-чужие, правда-ложь. Они или "залипают" в одной крайности или, как делают самые продвинутые, переключают внимание между разными точками зрения. Второй подход конечно получше первого, но тоже не даёт представления о реальности.
По известной притче о слепых, ощупывающих слона в разных местах, первых можно сравнить с теми, кто ощупывая свою часть, утверждают, что слон - это змея, птица, дерево и тд. А вторые - это те, которые сомневаются и все время "переключаются" между змеёй, птицей или деревом ))
Часто, именно эти вторые слово "миф" воспринимают, как синоним слова "обман" или "ложь". К сожалению, даже, если такие люди действуют искренне (в русле "поиска Правды" ;), они вредят коллективным целям, определенным тем сообществом, к которому они себя причисляют.
Те, кто ответственно подходят к "поиску Истины", никогда не будут это делать (развенчивать мифы) в коллективе именно по этой причине. На каком основании мой личный поиск Истины должен разрушать коллективный миф? Общественно полезный? Это обычные гордыня, тщеславие или глупость. А бывает и просто паскудство…
Поэтому честные искатели Истины (или Бога), которых не удовлетворяют коллективные мифы, всегда бродяги-одиночки.
Про Божий дар и яичницу. Поскольку исторические мифы в большинстве ориентированы на воспитание патриотизма, то там за противоположностями бывает невозможно увидеть Истину, так как "слона" часто просто нет, как нет объективной истории (она зависит от времени t). Она всегда пишется (а потом и переписывается) локальными победителями. Я это понял разглядывая (и ощупывая!) стелу в греческих Дельфах, где трижды по новому выбивались имена победителей: то ли Спарта, то ли Афины ))
ЗЫ С трудом удерживался от упоминания слова "эгрегор", но не получилось ))