Если в Европе живопись мощно заявила о себе уже в XV веке, то в России ее робкие задатки появились лишь в конце XVII столетия. С чем это связано? Первая мысль - в основе лежит церковный запрет на изображения людей. Однако ни в одном источнике, посвященном русскому средневековью, ни о каком табу не упоминается. Более того, на Стоглавом соборе на вопрос Ивана Грозного об изображении на иконах людей не святых, а «живых и мертвых молящихся» был выработан ответ, что ради прославления святых на иконах могут быть помещены «не токмо цари и князи, множество бесчисленное народа… но и неверных многия различных лица от всех язык».
Может быть, не было талантливых живописцев? Вовсе нет. Иконография в Руси-России была не потрясающей высоте. Причина в другом – не было заказчиков. Об этом пишет А.Ф. Замалеев: «Для возникновения искусства всегда необходимы два условия: во-первых, социальная группа, которая нуждается в нём, во-вторых, место, где оно может найти применение».
А почему никого из русских правителей вплоть до Алексея Михайловича не интересовали реалистичные изображения, выполненные при помощи красок и кистей? Ответ подсказывает крайне эвристическая работа В.В Бычкова «Русская средневековая эстетика». Как считает Виктор Васильевич, древнерусским книжникам были известны в переводах сочинения византийских авторов, в которых они восхищались женской красотой, «достойной поклонения, но и возбуждающей непреодолимую страсть, нередко служившую причиной многих бедствий и несчастий».
И далее: «… эмпирические наблюдения и христианская идеология давно убедили человека Средних веков, что эта красота быстротечна и вскоре исчезает как дым или сон, поэтому нет большого смысла увлекаться ею. Все устремления должны быть направлены на красоту духовную, хотя и невидимую, но вечную. Только с ней связывал средневековый человек свои сокровенные надежды на вечное наслаждение «царства небеснаго красотою и радостию».
Поэтому не только портретные изображения людей, но и любые изменения в иконографических канонах встречались в штыки. Но уже в правление Ивана Грозного новые веяния начали проникать даже в церковную среду. Вспомните отвержение обличений И.М. Висковатым новых манер написания икон для Благовещенского собора, а также росписи царской палаты. Висковатый считал, что «не подобает невидимаго Божества воображати», как это стали делать иконописцы, а нужно писать иконы по старине. Дело дьяка Висковатого даже обсуждалось на Соборе 1553–1554 гг., и было им проиграно. Так русская иконографическая эстетика стала уступать под напором западного символизма.
Мог ли русский средневековый изограф написать индивидуальный или групповой портрет? Полагаю, что мастерства ему бы хватило. Но писать было не для кого - возможные заказчики и в XV, и в XVI вв. считали, что видимая красота порочна, грешна, и отношение к этому стало меняться лишь в последней трети XVII в., когда, по мнению В.В. Бычкова, в России произошел «кризис средневекового мировоззрения».
Живопись в вопросе понимается не в широком смысле, как любое изображение на плоскости, а в узком смысле совокупности жанров переносных плоскостных изображений для бытового употребления. В широком смысле трудно сказать, что... Читать далее
Редактор, канд. ист. наук, история культуры · 28 сент 2022
Хороший вопрос. Если коротко — у Европы была античность, каменная архитектура, широкая прослойка обеспеченных людей и традиция запечатлевать лики умерших. В Московском царстве ничего этого не было. Зато были всевозможные... Читать далее
Пенсионер с разнообразными интересами-история,поли... · 26 сент 2022
В России уже как минимум тысячу лет была живопись церковная-иконы,росписи и пр.Иконописцы даже в старину достигали выдающихся результатов-вспомнить хоть Андрея Рублева.Что касается светской живописи-то она,действительно,появилас... Читать далее
Кушнер Алексей, специалист по химической зависимос... · 26 сент 2022
Впрочем как и поэзия и литература а еще даже в области болета мы позади планеты всей . Что уж говорить о Гагарине и Сикорском о Менделееве и Толстом да и в принципе кто такой этот никому не известный Левитан, Малевич, Репин... Читать далее
Причин конечно не одна. Может даже не две. Главная, названа Л.Н.Гумилёвым. Российский этнос моложе западноевропейского на несколько веков. Последний, в возрасте первого, тоже ограничивался написанием одностильных картин на... Читать далее
Мне интересны вопросы современного общества, но я... · 29 сент 2022
Почему на два - на три. И это в лучшем случае. Из начала и середины 15 века найдётся пару узнаваемых картин, но авторов мало кто вспомнит из обывателей. Та же история с портретами 18 века у нас. Сто раз видел, но как звали... Читать далее