Живопись в вопросе понимается не в широком смысле, как любое изображение на плоскости, а в узком смысле совокупности жанров переносных плоскостных изображений для бытового употребления. В широком смысле трудно сказать, что Андрей Рублев отстал от своих итальянских современников, здесь, в техниках живописи в широком смысле, скорее, например, Франция была догоняющей страной. А в узком смысле живопись требует буржуазного рынка, наличия достаточного числа людей, которые платят деньги за картины как за вид роскошного имущества. Аристократы средневекового типа не отличают прекрасную живопись от прекрасных ювелирных или иных изделий, и русские допетровские аристократы могли заказать портрет, но могли купить соболей или резную кровать. Придворная живопись так же неотделима от интерьера дворца, это скорее раздел архитектуры. Тогда как буржуа — коллекционер, которому надо показать и что он может много себе позволить, и что он одарен живым воображением для совершения сделок, и что он может вписать себя в историю с помощью портрета или показать чувственность своей души с помощью пейзажа. Соответственно, и аристократия в странах, где рано появилась буржуазия, стала заказывать жанровую живопись и натюрморты, чтобы ощутить себя как бы хозяевами положения, что они управляют хотя бы косвенно зримым миром. Позднее формирование буржуазии в России и соперничества аристократии и буржуазии за власть над живописью, в котором буржуа победили благодаря своей динамичности и ловкости, и определило позднее появление живописи как института развития.