Развивая мысль Анатолия Ямскова и опираясь на классика теории нации и национализма Бенедикта Андерсона, хочется сделать небольшой комментарий. Действительно, нация - это в первую очередь политическое сообщество граждан государства (поэтому в империях действуют другие идентичности, не национальные). Причем сообщество это - "воображаемое", то есть существующее за счет того, что граждане ощущают свою принадлежность к этому сообществу и тем поддерживают его существование. Таким образом национальная идентичность - это базовое условие существовании любой нации, а процесс ее формирования и поддержания является постоянным, не останавливаясь в какой-то момент. Как указывает Бенедикт Андерсон, первые нации (и, соответственно, национальные идентичности) появились в результате сочетания и взаимодействия трех факторов: печатного капитализма, Реформации и распространения родных языков (в первую очередь в административной сфере). То есть начальный этап формирования первых национальных идентичностей - это конец XVI - начало XVII века. Но это - уникальный вариант, который относится к конкретным нациям. Если пытаться вывести более универсальный критерий, по которому мы можем определить, когда формируется национальная идентичность (которая начинает поддерживать сама себя), то следует обратиться к механизмам, которые также выделил Андерсон: перепись, карта и музей (причем последний я бы предложил рассматривать более широко - как национальная историография и система исторического образования). Исходя из этого, мы можем говорить о сформированности национальной идентичности тогда, когда мы видим сочетание трех моментов:
- Создание бланка переписи, в котором есть такой пункт, как национальная принадлежность. С этим же связано введение в паспортах граф "гражданство" и/или "национальность".
- Развитие системы картографии, в том числе в рамках исторической географии, формирование представлений о существовании некой "исконной территории", принадлежащей нации. Также можно отметить, что одним из признаков сформированности этого пункта является специфика позиционирования своей страны на карте мира (центрирование карты на своей стране, искажение масштаба и т.д.).
- Создание своей исторической мифологии и системы ее развития и трансляции. Причем это не столько про развитие исторической науки, сколько про использование результатов исторических исследований в политических целях.