Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему про славян нет таких стереотипов как про викингов, хотя и те и другие занимались налётами и грабежом, а также были культурно схожи?

СлавянеВикинги
Вадим удалов
  ·   · 20,3 K
Славянский политеист, основатель паблика "ТОПОЛЬ...  · 1 июл 2021  · pantheon.today

На самом деле мой ответ будет очень банальным, славяне на их раннем этапе развития, менее популярны в современной культуре чем те же викинги и кельты. Попробую прояснить что я имею в виду, стереотипы, как правило, появляются в среде людей которые мало разбираются в том или ином вопросе. Стереотипы как таковые нужны как раз, для того чтобы упрощать восприятие других культур и их представителей. Большинство людей для экономии собственных усилий встречая например китайца или русского уже составили о нём мнение. Например: "Все китайцы едят деревянными палочками" или "Все русские любят пить водку", такое обобщение работает не всегда, но как я и говорил раньше это экономит время и усилия, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, для человека не сведущего в теме — очень утомительна.

В среде учёных изучающих например эпоху викингов, нет стереотипов по теме их специализации(а если они есть то это очень плохие учёные). Стереотипы у учёного могут быть по отношению других сфер не связанных с их сферой деятельности, например, когда специалист по античности высказывается про религию древнего китая, в таком случае у него действительно может быть стереотипное восприятие данного вопроса.

Вот и получается что в среде изучающих древних славян, стереотипов про древних славян — нет, а в среде людей не сведущих в теме, таковых нет, потому что славяне меньше представлены в поп культуре и кинематографе, про тех же викингов снято огромное количество сериалов и фильмов в сравнении со славянами. То есть стереотипов нет, потому что им неоткуда взяться, ведь обыватели, как правило, не читают научные исследования.

Ну и напоследок я приведу несколько источников, где описываются набеги и походы славян:

1) Прокопий Кесарийский, «О войне с готами»(VI(6) век):

Эти славяне, победители Асбада, опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город по имени Топер, хотя в нем стоял военный гарнизон. Этот город был на фракийском побережье и от Византии отстоит на 12 дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись около ворот, которые обращены на восток, беспокоили римлян, бывших на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Прежде всего они лили на штурмующих масло и смолу, но они, правда, не очень долго отражали грозящую им опасность. Но потом варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силою взяли город. Мужчин до 15 000 они тотчас всех убили и ценности разграбили, детей же и женщин они обратили в рабство. Сначала они не щадили ни возраста, ни пола, но как этот отряд, так и другие с того момента, как они ворвались в область римлян, они всех, не разбирая лет, убивали так, что вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребенными телами.

2) Поход Олега на Царьград «Повести временных лет» по «Лаврентьевскому списку»:

Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, которые являются переводчиками. Все эти племена греки называют «Великая Скифия». Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях. Число кораблей было 2000, и пришел он к Царьграду.

Греки замкнули Судскую гавань, а город заперли. Вышел Олег на берег и начал воевать, много убил около города греков, разрушил много дворцов и пожег церкви. А которых брал в плен, одних убивал, иных подвергал пыткам, других расстреливал, а других бросал в море и другого много зла учинила Русь грекам, — все, что воины (на войне) делают.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса, и (корабли) с поля пошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь».

И уставил Олег воинов. И греки вынесли ему пищу, и вино, но он не принял их, потому что они были с отравой. Испугались греки и сказали: «Это не Олег, а святой Дмитрий, посланный на нас богом». И установил Олег давать дань на 2 000 кораблей, по 12 гривен на человека, а в корабле было по 40 мужей. Греки согласились на это, и начали греки просить мира, чтобы не разорял он греческой земли. Олег же, немного отступив от города, начал устанавливать мир с царями греческими Львом и Александром, послал к ним в город Карла, Фарлафа, Вельмуда, Рулава и Стемида сказать: «Соглашайтесь на дань мне». И сказали греки: «Чего ты хочешь, дадим тебе». И установил Олег дать воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ, а потом давать дань на русские города: прежде всего на Киев, также на Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и на прочие города; по тем городам сидели великие ккязья, бывшие под властью Олега.

«Пусть Русь, приходя, берет «слюбное», сколько хочет; а если придут гости, то берут и месячину на 6 месяцев, хлеб и вино, и мясо, и рыбу, и овощи; и пускают их в бани, сколько они хотят; когда же они пойдут домой в Русь, то пусть берут у царя нашего на дорогу пищу, и якори, и канаты, и паруса, и все, что им надо». И согласились греки, и сказали цари и все боярство: «если придет Русь без купли, пусть не берет месячины; пусть запретит князь (русский) словом своим, чтобы приходящая сюда Русь не творила зла в селах и стране нашей; когда же приходит Русь, то останавливается у святого Мамы и да пошлет царство наше и да перепишут имена их и тогда возьмут месячное свое — первое (для людей пришедших) из города Киева и еще из Чернигова и из Переяславля и остальных городов, и пусть входят в город (Царьград) через одни ворота с царевым мужем, без оружья, 50 мужей, и пусть покупают, как им надобно, не платя ни за что мыта».

Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись давать дань и, дав клятву, сами (цари) целовали крест, а Олега водили к клятве. И мужи его (Олега) клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном и скотьим богом Волосом, и подтвердили мир. И сказал Олег: «сшейте шелковые паруса для Руси, а для славян холстинные». И было так сделано. И повесил Олег свой щит на вратах в знак победы, и пошел прочь от Царьграда. И подняла Русь шелковые паруса, а славяне холстинные, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «возьмемся за свои холстины, не даны славянам шелковые паруса». И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани, сладости и вина, и всякое узорочье. И прозвали Олега вещим.

Славянская мифология с точки зрения исторических источников и этнографии. Перейти на vk.com/topol_aesthetics
Не существовало никогда народов, которые бы не занимались налетом и грабежом. Только одни в этом были более... Читать дальше
Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c434983...  · 25 мая 2021
У очень многих народов прославлялся в культуре образ воина-добытчика. Особенно у тех, кто по другому не мог выжить в силу природных условий. Набегами жили горцы, обитатели пустынь, жители севера. На территории Руси это конечно... Читать далее
Отличный ответ! Показана зависимость процесса формирования национального характера от особенностей ландшафта и... Читать дальше
Биолог, химик, учитель и просто хороший человек) М...  · 3 июл 2021
"Славяне", как производное от "слава" - "сыновья славы". Литература свидетельствует о том, что славяне - люди слова, позже - слова Божьего А как же язычество? Символика, пение, музыкальные инструменты, фольклор, традиции? Горазд... Читать далее
Я - переводчик, юрист и поэт. Интересуюсь...  · 9 авг 2021
Славяне налетами и грабежом не занимались. Они были довольно мирными земледельцами. Ничего общего в культуре с викингами у них не было. После призвания норманов (викингов) роли распределялись так: славяне пахали землю, а... Читать далее
>Славяне налетами и грабежом не занимались. Занимались. Славяне с острова Руян/Рюген держали в страхе большую... Читать дальше
Программист. Ерундит.  · 9 сент 2021
Потому, что славяне терроризировали Византию, которую латинянам было совершенно не жалко. Подумаешь, угнали в плен пару сотен тысяч противных схизматиков. Вот разорить латинский монастырь и пленить пару сотен латинских монахов... Читать далее

18+ контент

Дзёи писал печальный хайку о схватке ветра с журав...  · 18 сент 2021
Действительно, северные славяне очень активно кошмарили Данию и Швецию, южные и восточные - Византию, Хазарию, Северный Кавказ и прикаспийские области. Однако, это были всеже локальные, соседские набеги, они не устраивали... Читать далее
Популяризатор истории, писатель  · 24 мая 2021  ·
grand_orient
Начнём с того, "стереотип" — это "заранее сформированная мыслительная оценка, которая может отражаться в соответствующем поведении". Я не совсем понимаю, что вы тут имели в виду под "стереотипом", поскольку то, что раннесредневе... Читать далее
Популяризация исторической науки каждый день:Перейти на vk.com/grand_orient
На мой взгляд, у славян и у скандинавов от 8 до 11 века были разные образы жизни. Славяне , если обобщить... Читать дальше