Чтобы понять, нужно ли врачу испытывать сострадание к пациенту, нужно, первым делом, сформулировать, для чего это сострадание нужно. Какую конкретную задачу оно (сострадание) должно выполнять?
Ведь сострадание - это очень эмоционально затратный ресурс, который имеет свое ограничение у каждого человека.
И может получиться так, что посострадав качественно одному человеку, врач потом не сможет быть таким же сострадательным к другом, или даже к своих близким.
Это можно сравнить с мышечной усталостью. Когда человек целый день грузил мешки с песком, то к вечеру у него сил уже не остается даже на обычные домашние дела.
Таким образом, требуя от врача сострадание, мы рискуем вогнать его в быстрое эмоциональное выгорание, разрушение его семейных отношений, нервное истощение и неудовлетворенность своей жизнью.
Хотели бы вы попасть на прием к такому усталому и недовольному врачу?
Кроме того, сострадание, как эмоциональный процесс, препятствует хладнокровию и разумности. Разум и эмоции являются конкурентами, а иногда и взаимоисключающими факторами.
И тогда представьте себе, к примеру, хирурга, который оперирует пациента, и при этом плачет о его тяжелом заболевании или ранении.
Как вы считаете, будет ли такая операция достаточно успешной?
Конечно, большинству людей хочется получить кроме лечения еще и эмоциональный отклик на их проблему.
Но это не является задачей врача. И это не является задачей даже психолога. Состраданием должны заниматься близкие люди.
Если близких людей нет, то это уже вопрос не к врачу, который "должен" их заменить, а к самому пациенту.
От врача же достаточно обычное вежливое человеческое отношение, и, главное, качественное лечение.
Под человеческим отношением я понимаю достаточное информирование пациента о болезни, чтобы человек не мучился от неведенья и страха за надуманные самому себе ужасающие "диагнозы".
Кроме того, бывают люди, которые не хотят к себе сострадания, считая это унижением и слабостью.
Поэтому, я считаю, что не стоит перегружать врачей, ожидая от них того, чего они давать нам не планировали и дать нам этого не могут, в силу ограниченности своих эмоциональных ресурсов.
А самому врачу достаточно быть вежливым и человечным с пациентом в том объеме, который требуется для успешного лечения.