История раздельного обучения мальчиков и девочек своеобразна и во многом объясняет причины его отмены в школах современного общества. Такой подход господствовал в дореволюционных российских школах, но проводимая Советами новая образовательная политика привела к ликвидации классово-сословных учебных заведений. В рамках данной реформы системы образования были упразднены кадетские корпуса, духовные семинарии и училища, мальчиков и девочек стали учить вместе.
Следующим этапом образовательной реформы стал 1943 год, когда вновь вернули раздельное обучение в школах-семилетках союзных республик, областных и краевых городов. Такая практика просуществовала более десяти лет, пока правительство не восстановило совместное обучение во всех школах.
В то же время полезно знать о единичных случаях существования раздельного обучения в некоторых современных школах Москвы и Сибири. Оно имеет место также в религиозных (мусульманских) школах отдельных регионов. До настоящего периода в кадетских и суворовских училищах обучали только мальчиков, однако в последние годы они начали набирать и девочек.
По мнению некоторых экспертов (не все его разделяют), раздельное обучение становится своего рода препятствием к развитию детей. Современная школа должна восприниматься как платформа взросления, личностного роста (инициации), разнообразная среда, ориентированная на повышение эффективности обучения.
В качестве главного довода в пользу рассматриваемого (раздельного) обучения оппоненты приводят различное восприятие информации мальчиками и девочками. Есть в этом зерно истины, но, как принято сейчас говорить, не все так однозначно.