Перед проведением конкурентного анализа самое важное определить ключевые задачи этого анализа, а именно:
- характеристики (предложение, сильные и слабые стороны) самих конкурентов,
- анализ покупателей, которые приходят к конкурентам (почему они это делают, что им нравится/не нравится у конкурента, что для них было бы важным триггером для смены поставщика товаров/услуг).
Именно последний пункт (покупателей) чаще всего забывают в конкурентном анализе, концентрируясь на непосредственно самой компании.
Поскольку как я понимаю, мы говорим о небольшой компании (поправьте, если я не прав), то классические метода анализа по-Портеру, SWOT, метод ФАС будут излишни, можно сконцентрироваться на обычном географическом методе определении конкурентов (все компании той же сферы, которые работают в пределах 30 минут на авто рядом с вашим салоном) или по методу уникальных услуг (если вы фокусируетесь на специфических услугах - только брови к примеру или подготовка к свадьбе с выездом, то только те компании в вашем городе, которые оказывают те же услуги).
Для начала советую составить список компаний-конкурентов (можно в excel) и сделать табличку на уровне: компания - услуга - цена, чтобы более точно определить ваших конкурентов (может быть, что тот салон, который вы считаете вашим главным конкурентом - абсолютно не работает в сфере маникюра, где больше всего работаете вы).
Далее советую посетить основных конкурентов (салона три, вряд ли их будет больше при полном совпадении ассортимента услуг и ценового уровня), чтобы оценить качество работы и пообщаться с мастерами-посетителями (так что лучше идти в час пик), чтобы уточнить следующие моменты:
- сильные/слабые стороны,
- какие есть специальные предложения (скидки, карты лояльности),
- есть ли доп.услуги (вроде выезда и гибкого бронирования),
- откуда обычно приходят посетители (-ой, я вот салон в инстаграме увидела, такие видео как прически делают классные и решила сходить, а вы тоже там увидели? и т.д.)
Дальше советую ознакомиться какую рекламу дают данные салоны (SMM, билборды рядом, контекстная реклама и т.д.), чтобы понимать основной канал привлечения - и реальный канал трафика в салон.
Теперь на руках у вас будет достаточно данных для проведения анализа ваших конкурентов и понимания: где (канал коммуникации с аудиторией), как (необходимые услуги, стоимость, доп.опции) и чем (добавочная ценность - "Вы можете отменить бронирование за полчаса без оплаты или мы можем приехать сами!") привлечь потенциальных потребителей от ваших конкурентов.