За 10, если быть точным.
А если быть еще точнее, эта проблема касается не только иностранного языка. Школьники никогда не выучивают и многие другие предметы в том объеме, который дается в школе. Даже русский. Это наглядно показывают комментарии даже тех корреспондентов, которые пытаются рассуждать о проблемах школьного образования.
А виноват в этом главный принцип нашей школы – 3 пишем, 2 в уме. Этот принцип можно продолжить: 4 пишем – 3 в уме, 5 пишем – 4 в уме, и даже 5 пишем – 3 в уме. И очень, очень редко твердая пятерка. Причина этому – очковтирательство. И насаждается это очковтирательство чиновниками от образования. Это они устроили борьбу за показатели. Это они придумали такую систему, что учителя вынуждены завышать оценки. От выставленных учителем отметок напрямую зависит его зарплата. Сколько раз я слышал от чиновников; «Если вы ставите ученику двойку, вы ставите двойку себе».
К чему приводит такая система? К тому, что «наверх» идет искаженная информация со всеми вытекающими последствиями. Благостная картина дает повод еще больше усложнять школьную программу. Ее по многим предметам сейчас уже настолько усложнили, что выучить все стало просто невозможно для среднего ума.
А это влечет другую проблему: мотивацию к учению. Понимая, что всего не выучишь, школьники перестают учить. В ход идут подсказки, шпаргалки. А теперь и шпаргалки делать не надо. Ответы на все вопросы и задачи из всех учебников по любому предмету можно найти в телефоне. И если на уроке учитель еще может отследить списывание, то домашние задания большинство учащихся списывают со смартфона.
А теперь конкретно относительно иностранных языков. Я преподаю английский уже более 40 лет. За это время насыщенность программы значительно выросла. Особенно это касается грамматики. Теперь приходится втолковывать ученикам 8 – 9 классов такие тонкости грамматики, которые я сам усвоил только в университете. И это на фоне того, что ребята все еще «немые», т.е. не умеют и не стремятся говорить.
Почему так происходит? Потому, что мало уделяется внимания говорению в младших классах. Учителя сковывает программа и система тестирования. Что там проверяется? Да в основном грамматика. Вот и накачиваем ребят грамматикой. Грамматику легче всего проверить и … списать. А вот устную речь не спишешь. Особенно диалогическую, где надо еще и слышать собеседника.
Преподавание иностранного языка надо четко разделить на 3 этапа.
На первом этапе основное внимание следует уделить устной речи. Но только не по учебнику. Надо создавать на уроках учебные ситуации, в которых дети общались бы на иностранном языке, правильно реагируя на высказывания собеседника. При этом не слишком обращать внимание на грамматику высказывания. Правильность речи корректировать по факту, как это происходит при обучении малыша родной речи. И не размениваться на темы. Повторять, повторять и повторять. И побуждать их говорить. И контроль производить с упором на устную речь.
После первого этапа обучения производить зачет или экзамен, по результатам которых переделить детей по группам. Это большой недостаток, когда в одной группе оказываются ребята с мотивацией и без, а следовательно, и с разными приобретенными навыками.
На втором этапе можно уделять уже больше внимания чтению и письменной речи и правильности высказывания. Но по-прежнему развивать устную речь, создавая учебные ситуации. Здесь следует сочетать приобретенные навыки общения с новой лексикой и грамматикой. То есть вести обучение по спирали, каждый раз поднимаясь на новый уровень. И не перегружать грамматикой.
В конце второго этапа снова провести контроль, по результатам которого ребята, показавшие плохие результаты смогут закончить обучение иностранному языку. Для желающих (как водится, это родители) можно организовать поддерживающий курс (1 час в неделю) со сниженными требованиями. Как показывает практика, ребята, имеющие проблемы по иностранному языку не блещут успехами по другим предметам. Дополнительные занятия по таким предметам принесут им больше пользы.
А главное: избавиться наконец от порочной практики "три пишем - два в уме".