Скажу сразу: есть "талант к языку", но нет противоположного ему явления "отсутствие таланта к языку". Труд и упорность преодолеют любой барьер.
Осложняющих факторов может быть очень много. Они делятся на объективные и субъективные. Объективные - опыт изучения языка, мотивация, владение родным языком (очень часто ученики не способны в родном языке воспроизвести то, что от них требуют на иностранном), слух, зрение, поставленная речь, развитое логическое мышление, начитанность, фотографическая память, владение буквами алфавита, возраст...
К субъективным факторам я отнес бы: музыкальный слух, коммуникативность, открытость, смелость, уважение к иностранцам, уважение к самому себе, интернационализм, основы жизненной философии и даже отношения в семье.
Я расскажу о двух крайних случаях в своей практике.
- Я преподавал немецкий на уровне Б1. Ко мне секретарь школы прислал двух молодых людей. Только что женились они. Секретарь ошибся. Он должен был их прислать в совершенно другой курс. А А1 или в максимум А2. Я их неделю где-то не трогал по разным причинам, почти не спрашивал, и потому не заметил, что такая вот ситуация сложилась. Через две недели они уже говорили по-немецки наравне с группой. Через месяц они ее обогнали. Это фантастика. Когда я спросил у них случайно, где они раньше учили немецкий, они были крайне смущены и сказали - не учили никогда.
- У меня сидел мужчина - 60 лет, мясник из Афганистана. Он попал на курс для безграмотных, курс длился полтора года каждый день. Этот человек за полтора года не выучил ни одного слова. Когда я говорю "ни одного слова" - это не преувеличение и не гротест. Он реально не запомнил даже "откройте тетради", "напишите такое-то слово", "давайте поговорим". Вообще ни-че-го. За полтора года каждый день.
Все это крайне интересно. К сожалению, в моей практике у меня нет времени на личный подход, да я и не психолог. Но эти случаи редкие. Основная масса учит язык спокойно и примерно в равной степени. Кто хочет выучить - тот учит.
Предлагаю почитать мою книгу: