Этим вопросом занимается целая область современной науки, которая называется "индивидуальнальные различия в усвоении языков" (Individual differences in language acquisition). Это название объединяет "пакет" индивидуальных когнитивных факторов. В него входит 1) мотивация, 2) способность к самоконтролю 3) автономность 4) "способности" (которые измеряются по очень конкретным критериев), 5) а также индивидуальный когнитивных стиль (разные подходы выделяют разных набор таких стилей). Особенно важными фаторами, влияющими на "способности" к изучению языков являются ТЕРПИМОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НОВИЗНЕ (coping with novelty and ambiguity . Исследования показывают, что людям с более высоким индексом такой терпимости, учить языки гораздо легче. Они не испытывают стресса в ситуации, когда они не контролируют происходящее 100% (постоянная ситуация, когда вы не говорите на родном языке, независимо от уровня владения). Толерантность к новизне и непопределенность важна, поскольку то, что мы называетм "знанием языка" - это не знание правил и не грамматически таблицы (которые можно взять под контроль), как думают многие, а набор умений адаптироваться к постоянно возникающему новому и постоянно учиться из окружающей среды. В эти умения входит способность использовать имеющие знания на навыки на 200% и "выкручиваться" в ситуации (продолжать общение), когда ничего не понятно. Наука называет это "стратегической компетенцией".
Также важную роль играют "индивиальные стратегии обучение" (learning strategies) - то есть ваши спонтанные, несознательные и осознанные ПРИВЫЧКИ ОБУЧАТЬСЯ, результат предыдушего опыта и когнитивных склонностей. Эти привычки могут как помогать усвоению языка, так и сильно мешать. Например, привычка всё время что-то записывать (полагая, что фиксация информации на письме и есть обучение), боязнь отовраться от тетрадки во время устной практики, привычка предварительно составлять фразы письменно, а после их "зачитывать" а не воспроизводить, заниматься редко и много, а не помаленьку каждый день, привычки учить новое (Input) через чтение, а не через восприятие на слух, учить слова списком, без контекста и так далее.
Ну, и конечно, огромную роль играет ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ вашего учителя, роль которого - развить ваши "идивидуальные способности" и скорректировать "привычки". Если у Вам всё в порядке с мотивацией, 100% ответвенность за ваши "трудности" лежит на преподавателе, независимо от того, какие у Вас способности. Так как обучение полезным стратегиям обучения и коррекция неправильных стратених и развитие ваших индивидуальных способностей входит в пакет "преподавания". Также то, какие виды" активностей" (деятельности) использует ваш преподаватель на уроке - выдает его преподавательские стратегий. Например, если большую часть урока вы вписываете пропушенные формы или слова в уже предложенные Вам и не связанные друг с другом фразы, если учитель позволяет Вам использовать грамматические таблицы во время выполнения этих заданий, если он просит Вас - в виде "практики" - прослушать песню или аутентичное видео, в которой вы НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТЕ и не предлагает никакой конкретной задачи и предварительной и последующей работы, если в момент так называемой "устной практики", Вам позволяется не отрываться от тетрадки, если Input (введение новых грамматических или лексических элементов) содержит более 7-ми абсолютно новых единиц и грамматика преподаётся "списком" по принципу - "всё, что вы должны знать о....", если так называемое "повторение" и "обобщение" выглядит таким образом, что ПРЕПОДАВАТЕЛЬ пишет на доске формы (или слова), которые вы, по его мнению, "должны знать" - всё это звоночки, чтобы насторожиться по поводу стратегии преподавания, которые не облегчают обучение.